0
16895
Газета Дипкурьер Печатная версия

18.06.2018 00:01:00

Межрегиональные противоречия подрывают стабильность Украины

Основной закон опять может стать разменной монетой в борьбе за власть

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, конституция, оппозиция, децентрализация, регионы, полномочия, вооруженный конфликт, донбасс


украина, конституция, оппозиция, децентрализация, регионы, полномочия, вооруженный конфликт, донбасс Региональные элиты Украины требуют самостоятельности. Фото с сайта www.dumskaya.net

Осенью 2018 года в Украине вновь могут развернуться дискуссии о форме правления. В предвыборный период в Украине всегда находятся политические силы, которые заинтересованы ограничить полномочия президента. Даже в условиях парламентско-президентской формы правления глава украинского государства по-прежнему остается ключевой фигурой.

Подобная ситуация наблюдается в Украине в последний год, когда различные политические силы готовятся к борьбе за пост президента, который предоставляет широкие возможности для определения внешней и внутренней политики. Так, в сентябре текущего года «Оппозиционный блок» намерен представить свою редакцию Конституции, которая должна привести к децентрализации власти. Это предполагает, что полномочия должны быть распределены между президентом, правительством и парламентом. Однако главное новшество предлагаемой Конституции заключается в переходе к двухпалатному парламенту, в стенах которого должен избираться глава государства. Введение нижней и верхней палат фактически ставит вопрос о кардинальном пересмотре принципов управления государством и повышении роли регионов. Ранее свои предложения по внесению изменений в Конституцию предложил лидер партии «Основа» Сергей Тарута, который выступил за ограничение полномочий украинского президента. Конституционную реформу предлагали провести представители «Народного фронта». Ее лидер Арсений Яценюк еще в прошлом году предложил усилить парламент за счет полномочий главы государства.

Все предложения о проведении конституционной реформы предполагают перераспределение полномочий между парламентом и президентом. Подобные предложения не поддерживаются президентом Петром Порошенко, который рассчитывает переизбраться на второй срок и заинтересован сохранить имеющиеся полномочия. В свою очередь, выдвигаемые представителями парламента предложения направлены на усиление позиций Верховной рады.

Впрочем, в последние годы сложилась ситуация, при которой украинский парламент не в полной мере отражает не только настроения населения, но и интересы региональных элит. В первую очередь это касается политических элит юго-востока, которые с момента прихода националистических сил к власти в 2014 году оказались отстраненными от принятия важнейших решений. В тот период перед Киевом остро стояла проблема сохранения контроля над юго-восточными регионами, население которых не поддерживало националистическую идеологию и было не согласно с кардинальными переменами во внешней и внутренней политике. Негативное отношение к украинской власти усиливало жесткое преследование политических оппонентов и обострение отношений с Россией, что для юго-востока традиционно имело особое значение. Введенная информационная блокада, разрыв экономических связей с Россией не могли не сказаться на настроениях населения и региональных элит юго-востока, которые оказались в положении политических изгоев.

В целом на протяжении всего периода независимости отношения региональных элит и Киева складывались непросто. Причины данной ситуации объяснялись нежеланием и неготовностью Киева передать в регионы часть полномочий в распределении средств.

В последние годы украинскими властями и проводимой ими политикой недовольно достаточно много украинцев. Однако если в западных регионах недовольство связано с экономическими факторами, которые влияют на уровень жизни, то на востоке значительная часть населения не поддерживает официальный Киев в силу несогласия с внешнеполитическим курсом и внутренней политикой. Пока усиливающийся протестный потенциал юго-востока сдерживается правоохранительными органами и политическим прессингом Киева, который жестко пресекает все попытки создания оппозиционных сил.

Однако в последнее время официальный Киев сталкивается с ростом внутренних проблем, в том числе касающихся взаимоотношений центральных властей с регионами. В этом контексте примечательно заявление, которое прозвучало в начале июня в стенах Верховной рады. Депутат украинского парламента Игорь Луценко обратился к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Александру Турчинову с просьбой провести срочное заседание, посвятив его вопросу, касающемуся утраты Киевом контроля над Одессой.

За непростыми отношениями Киева и регионов скрываются фундаментальные проблемы развития современного украинского государства. Прежде всего межрегиональные противоречия, которые не только сохранялись после получения независимости, но в последние годы получили новый импульс. Это вылилось в противостояние региональных элит с радикальными националистическими силами в первые месяцы 2014 года, а затем и к конфликту в Донбассе. Второй ключевой вопрос, который тесно связан с межрегиональными противоречиями, – это проблема территориально-государственного устройства и форма правления, которая уже не раз становилась разменной монетой в борьбе различных сил. Примечательно, что переход к парламентско-президентской форме правления в 2004 году, возвращение к редакции 1996 года и повторное изменение в формат парламентско-президентской формы проходили либо в периоды острых политических кризисов, либо подгонялись под интересы отдельных политиков и их окружения.

Сложнее обстоят дела с изменением территориально-государственного устройства. На протяжении всех лет независимости в Украине доминировали силы, которые поддерживали сохранение унитарной формы. Данная позиция формировалась как под влиянием экономических факторов, так и в силу политических интересов. Сторонники федерализации Украины справедливо указывали на возможности, которые могла получить страна, прежде всего в решении межрегиональных противоречий и снижении накала политической борьбы. Особенно остро политическое соперничество проходило в период выборов президента, пост которого рассматривался в качестве главного приза.

Пока отдельные партии практически не координируют свои шаги по изменению Конституции и тем более открыто не обсуждают возможность отказа от унитарного устройства государства. Впрочем, дискуссии и возможная реализация конституционной реформы по-прежнему будет определяться интересами крупных партий и отдельных политиков, которые готовятся к президентским и парламентским выборам. При этом украинские политики, выступающие за парламентскую форму правления, по всей видимости, не учитывают негативный опыт, который получила страна в последнее десятилетие. Достаточно вспомнить переход к парламентско-президентской форме правления в 2006 году, после чего страна на несколько лет погрузилась в острые политические конфликты.

Конституционная реформа, о которой в последнее время говорят украинские политики, вряд ли будет способствовать решению фундаментальных проблем Украины. Конфликт в Донбассе стал отражением межрегиональных противоречий, которые нарастали в течение длительного времени. В то же время консервация сложившейся ситуации, при которой регионы «выключены» из принятия важнейших решений, сохраняет угрозы для политической ситуации и провоцирует новые конфликты между Киевом и регионами.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1499
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1601
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1690
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2223

Другие новости