0
10164
Газета Дипкурьер Печатная версия

09.04.2018 00:01:00

Стена раздора

США никак не определятся, что делать дальше с Латинской Америкой

Ирина Aкимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Aкимушкина – кандидат исторических наук, преподаватель факультета международных отношений Российского государственного гуманитарного университета.

Тэги: латинская америка, перу, сша, трамп


латинская америка, перу, сша, трамп Президент Мексики Энрике Пенья Ньето отверг идею американского коллеги оплатить постройку стены на границе. Фото Reuters

На этой неделе в столице Перу Лиме состоится восьмая по счету встреча на высшем уровне руководителей стран Западного полушария. На Саммите Америк ожидается присутствие президента Дональда Трампа, но сама политика США в отношении латино-американских стран вызывает у них все больше беспокойства и непонимания. К примеру, недавно президент Мексики Энрике Пенья Ньето отложил свой визит в Вашингтон, а причиной очередного двустороннего скандала стала стена, которую Трамп не просто намерен соорудить на границе с Мексикой, но и заставить именно мексиканцев за нее заплатить. Со своей стороны, Пенья Ньето категорически отказывается это делать, тем более что у власти ему осталось находиться всего несколько месяцев.

Поскольку для Трампа возведение стены – принципиальный вопрос, то этим он сейчас всерьез и займется. А все кандидаты в президенты Мексики предлагают в ответ на «агрессию взбесившегося янки» разорвать с США полностью экономические отношения.

Нынешний скандал вокруг стены – отнюдь не первый после прихода к власти Трампа. Между тем он весьма символичен для всей схемы «новых отношений», которые администрация Белого дома пытается выработать в своих контактах с южными соседями. И хотя американские СМИ по-прежнему изображают своего президента чуть ли не ненавистником выходцев из Латинской Америки и соответственно тех стран, откуда они в США попали, проблемы здесь гораздо глубже.

Если по целому ряду внешнеполитических вопросов администрация США уже выработала более или менее понятную политику, то в отношении Латинской Америки она только формируется. Ключевыми здесь являются темы незаконной иммиграции и торговли, а основными «объектами внешнеполитического перевоспитания» становятся Мексика и государства Центральной Америки. Что касается Мексики, то здесь накопился целый ком проблем. Первое – стена, которая в принципе должна отгородить США не столько от мексиканцев-нелегалов, сколько от выходцев из центральноамериканских государств. А без сооружения стены Трамп и республиканцы не намерены давать никаких послаблений огромной массе нелегалов, которые находятся на территории США не первое десятилетие (это, по различным оценкам, от 12 до 20 млн человек).

С финансированием стены на границе с Мексикой (в американском бюджете уже выделено 100 млн долл. на ее возведение, но целый ряд дополнительных расходов планируется переложить на местные власти штатов) связана напрямую и судьба Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Трамп уверен, что на этом соглашении наживается исключительно Мексика. И стоит ввести даже небольшие тарифы на поступающие из Мексики сельхозпродукцию и детали для автомашин, стену любой высоты и протяженности можно будет возвести без ущерба для американского бюджета в течение двух-трех лет.

Что-то надо делать и с проблемой около 1 млн выходцев из Латинской Америки (более 80% из них – мексиканцы), которые попали в США в детском возрасте и находятся там уже 15–20 лет по специальному указу бывшего президента Барака Обамы. Трамп этот указ отменил, и правящие на Капитолийском холме республиканцы не намерены рассматривать никакие амнистии всем этим молодым «бездокументным», желающим остаться любой ценой в Америке.

Как очевидец этих событий отмечу, что вся эта история американскими СМИ буквально переворачивается с ног на голову. Ведь миллион «молодых и бездокументных», попавших не по своей воле (а по воле родителей) в США, находятся нелегально в стране годами (некоторым из них уже далеко за 30 лет). Причем у этих людей до сих пор нет никаких удостоверений и законных документов, и поэтому американское правительство пытается отправить большую часть из них на родину их родителей.

Американские власти также напоминают коллегам из Мексики о том, что это страна, находящаяся под контролем наркобаронов. Символично, что в сентябре в США должен начаться суд над содержащимся в американской тюрьме главой крупнейшего мексиканского наркокартеля Чапо Гусманом. Пока он сидит в тюрьме в Нью-Йорке, а в его стране гремят настоящие бои за передел сфер влияния, которые он ранее контролировал.

Решительно настроен Трамп разбираться и со странами Центральной Америки, которые он считает поставщиками «преступности и нищеты в США». Ведь около 1 млн выходцев оттуда находятся на территории Штатов по так называемым специальным защитным разрешениям, которые позволяют им законно, но временно искать себе в Америке работу. Трамп решил всю эту «разрешительную лавочку» прикрыть. Он уже отменил поблажки для выходцев из Гватемалы, Никарагуа и Гондураса, на очереди – Сальвадор и Гаити. «Землетрясение у них было восемь лет назад, наводнения – десять лет, войны там закончились более 20 лет назад. Вот пусть едут домой – чего им у нас делать?» – заявил американский президент.

Особое внимание администрация Трампа намерена уделить Венесуэле и Кубе. В том, что касается Венесуэлы, политика Вашингтона предельно жесткая и последовательная: долой диктатора Николаса Мадуро, санкции против всех членов руководства, максимальный бойкот венесуэльских товаров по всей Америке. И в то же время по всему Вашингтону, во Флориде и Техасе куда ни кинь взор – автозаправочные станции компании Citgo, которая является филиалом венесуэльской государственной нефтедобывающей компании PDVSA.

С Кубой у Трампа тоже разговор короткий, но дипотношения, которые были восстановлены его предшественником в Белом доме, он разрывать пока не намерен. В то же время против Кубы вновь введены жесткие санкции, сокращено количество заходов круизных судов из США на остров, туристам (которым теперь, если у них американские паспорта, нужно собирать кучу разрешительно-ограничительных бумаг) запрещено останавливаться в отелях, которые принадлежат Министерству обороны Кубы (а такие – почти все). Тем самым Вашингтон надеется сократить поступления в кубинский бюджет от американского туризма.

Плюс США с середины прошлого года сократили на две трети состав своего посольства в Гаване (соответственно были высланы из Вашингтона кубинские дипломаты), обвинив кубинскую сторону в том, что она секретными звуковыми волнами, которые якобы действуют на психику людей, обработало американских дипломатов. В итоге отношения Вашингтона и Гаваны сейчас крайне напряженные, и американская администрация ждет не дождется, когда же на Кубе сменится власть и вместо Рауля Кастро кто-то возглавит Компартию и государство.

Более чем нестандартно развиваются отношения США с Организацией американских государств (ОАГ), штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Когда Трамп только пришел к власти и ему показали финансовые отчеты по этой структуре, то он возмутился: «Как такое может быть, что мы даем более 60% бюджета этой организации, а наших граждан в ней работает всего 3% от ее состава?» Посему он и приказал наполовину сократить взнос США в бюджет ОАГ.

В то же время администрация Белого дома активизирует заключение соглашений о свободной торговле, но на двустороннем уровне, с ведущими странами континента. Хотя Трамп и похоронил Транстихоокеанское партнерство, на двустороннем уровне он призывает американские компании переносить в США производства, находящиеся в Латинской Америке.

И вот о чем еще необходимо упомянуть. С учетом вроде бы резко усилившейся антилатиноамериканской риторики на политическом уровне, жесткого антимиграционного поведения Белого дома возникают определенные надежды на то, что государства континента могли бы отвернуться от США. А у России и Китая здесь появились бы неплохие перспективы для деятельности. По моим наблюдениям, все это не более чем иллюзии. Если Китай действительно работает индивидуально с каждой латиноамериканской страной, инвестирует огромные суммы в инфраструктурные проекты, то в сторону России эти страны «поворачиваются» лишь на словах и в ритуальных дипломатических поклонах.

Так, практически все первые лица стран Латинской Америки в своих взглядах и интересах – проамериканские. Они связаны с США получением образования (и не по одному разу), там же хранят свои деньги, в Америке учатся, живут и работают их дети, и там же они находят себе надежное убежище, как только покидают президентские и премьерские кресла. Сейчас в США только бывших президентов стран региона проживает более 40, часть из которых обвиняются у себя дома в коррупции.

«Мы должны гораздо активнее работать в Латинской Америке, чтобы сократить оттуда иммиграцию, чтобы эти страны были союзниками Соединенных Штатов и чтобы там снизить влияние внешних сил, враждебных Америке, в том числе России и Китая», – заявил сенатор Джеймс Ланкфорд. И аналогичные взгляды проповедуют те, кто сегодня командует политикой в отношении Латинской Америки в Белом доме. Даже если эта политика по-прежнему по многим позициям все еще командой Трампа четко не отшлифована.

Вашингтон–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
996
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
805
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
716
Как России относиться к трампизму

Как России относиться к трампизму

Борис Межуев

Во внешней политике избранный президент США отнюдь не изоляционист, а самый настоящий глобалист рейгановского толка

0
711

Другие новости