0
14109
Газета Дипкурьер Печатная версия

26.03.2018 00:01:00

"Чисто английская" презумпция виновности

Российско-британские отношения достигли рекордно низкого уровня

Кира Годованюк

Об авторе: Кира Анатольевна Годованюк – старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, кандидат политических наук.

Тэги: великобритания, россия, конфликты, скандалы, расследования, отравление, скрипаль, химоружие, санкции

Все статьи по теме "Дело Скрипаля"

В последнее время Тереза Мэй стала главным поставщиком новостей, компрометирующих Россию.	Фото Reuters
В последнее время Тереза Мэй стала главным поставщиком новостей, компрометирующих Россию. Фото Reuters

В обвинительных выпадах в отношении России Великобритания не новичок. Достаточно вспомнить призывы Лондона к антироссийским санкциям в 2008 году (в связи с грузино-югоосетинским конфликтом) или жесткую позицию Лондона в 2014-м по референдуму в Крыму и событиям на юго-востоке Украины. В 2016 году глава МИДа Борис Джонсон обвинил Россию в причастности к уничтожению гуманитарного конвоя, следовавшего в Алеппо, потребовал призвать Москву к ответственности за массовые убийства мирных жителей в Сирии и поддержал демонстрации возле посольства РФ в Лондоне. Позже руководство Британии обвиняло Россию в кибератаках и вмешательстве в дела западных государств.

Британский подход в отношении России «сотрудничай, но будь бдительным» (предложенный премьер-министром Терезой Мэй во время поездки в США в январе 2017 года) сочетается с политикой сдерживания, которую Великобритания лоббирует среди союзников по НАТО и ЕС.

Британский политический истеблишмент при поддержке местных СМИ активно навязывает общественному мнению образ «опасной» России. Во время предвыборной кампании 2015 года Дэвид Кэмерон указывал две главные угрозы безопасности Великобритании – «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и агрессивная Россия. Жесткими высказываниями отличились многие члены парламента и кабинета министров. Так, в конце января 2018 года министр обороны Гэвин Уильямсон как будто готовил почву для громкого скандала, заявив, что Россия может нанести удар по британским инфраструктурным объектам. Реакция президента США Дональда Трампа была следующей: «США всегда придут на помощь Великобритании».

Отравление Сергея Скрипаля, бывшего полковника ГРУ, работавшего на британскую разведку MI6, и его дочери Юлии в Солсбери мгновенно превратилось в инструмент политической манипуляции. Риторика Мэй о том, что Россия «с высокой степенью вероятности» несет ответственность за покушение, вызывает аналогии с «делом Литвиненко», которое более 10 лет назад загнало двусторонние отношения в тупик. Доклад, подготовленный в 2016 году по итогам общественного расследования, также содержал расплывчатую формулировку «президент Путин, вероятно, лично дал приказ убить Александра Литвиненко». Материалы дела, однако, британская сторона засекретила.

Несмотря на то что Лондон не приводит никаких доказательств причастности России к покушению на Скрипаля и его дочь, британские политические и общественные круги поспешили вынести обвинительный приговор. Мотив покушения по версии Великобритании – месть России в отношении перебежчиков.

Обвинения основаны на заключении британской лаборатории Портон-Даун, что Сергей и Юлия Скрипали были отравлены разработанным в СССР боевым отравляющим веществом типа «Новичок». Секретные данные об этой разработке обнародовал советский химик-перебежчик Вил Мирзаянов. Россия официально заявила, что не вела разработок такого газа, более того, в 2017 году уничтожила все запасы химического оружия.

Фактически обвинения строятся на домыслах. Если Россия, как говорит Лондон, причастна к покушению на Скрипалей, то зачем это было делать накануне президентских выборов? 

Не ясно, для чего России такой громкий скандал в преддверии чемпионата мира по футболу? Наконец, зачем для покушения использовать особо опасное химическое оружие, разработанное в СССР, да еще с таким звучным русским названием? Лондон в ультимативной форме потребовал от Москвы признаться в причастности к покушению или подтвердить, что Россия утратила контроль над своей химической разработкой. Россия на ультиматум не ответила, а Великобритания вынесла инцидент на обсуждение в Совет Безопасности ООН.

Лондон пошел на максимальную политизацию вопроса, заявив, что расценивает трагедию в Солсбери как акт неправомерного применения силы против Соединенного Королевства – нарушение ст. 2 Устава ООН. По словам представителя Великобритании в ООН, Россия не предоставила ОЗХО информацию о разработках нервно-паралитического вещества «Новичок», тем самым нарушив Конвенцию о запрещении химического оружия. США пошли еще дальше, призвав членов Совбеза принять меры против Москвы, иначе Солсбери станет «не последним местом, где будет применено химическое оружие, следующей мишенью может быть Нью-Йорк или любой город страны, представленной в СБ ООН».

Выдвижение темы химического оружия неизбежно отсылает к событиям в Сирии и российской поддержке президента Башара Асада. Здесь прослеживается явное намерение дискредитировать инициативу России по ликвидации сирийского химического оружия. Очевидное нагнетание политического скандала ставит целью создать единый фронт – своеобразную антироссийскую коалицию, куда войдут ближайшие союзники Лондона – США, Франция, Польша – для усиления давления на Россию.

В условиях неизбежной потери влияния на европейскую политику после выхода из ЕС Великобритания делает ставку на «особые отношения» с США и всячески лоббирует введение новых санкций в отношении России со стороны ЕС и НАТО. Лондон пытается привнести в свою европейскую повестку помимо брекзита дополнительную тему – защиту от российской угрозы, в том числе за счет снижения энергетической зависимости ЕС от России и сокращения поставок российского газа в Великобританию.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уже назвал отравление в Солсбери «неприемлемым нарушением норм международного права». Вероятно, на саммите альянса в июле «дело Скрипаля» будет использовано как предлог для увеличения военных бюджетов, расширения имеющегося военного контингента в странах Восточной Европы для сдерживания России. Воспользовавшись инцидентом, Польша призывает Германию отказаться от участия в проекте «Северный поток – 2».

Между тем скандал с отравлением отодвинул на второй план новость о том, что главный переговорщик по брекзиту от Еврокомиссии Мишель Барнье и британский министр по делам брекзита Дэвид Дэвис договорились по основным параметрам транзитного периода для выхода королевства из Евросоюза (продлится до 31 декабря 2020 года). Партия тори и британский кабинет по-прежнему расколоты по вопросу о том, на каких условиях должен состояться развод с ЕС, рейтинг правительства и лично Мэй падает, а вопрос о вотуме доверия премьер-министру может быть рассмотрен в парламенте в любой момент. Пользователи Интернета в Великобритании шутят: Мэй изобрела новый яд «Брекзичок» и умело отвлекает внимание общественности от переговоров по выходу из ЕС.

Сегодня в хоре всеобщего возмущения «дерзостью России» не слышно тех, кто призывал к расследованию возможного российского влияния на голосование по брекзиту (сама постановка вопроса компрометирует Джонсона как лидера кампании по выходу Великобритании из ЕС).

Звучали предположения, что провокация с отравлением была спланирована накануне президентских выборов в России с целью дискредитировать Владимира Путина – лайт-версия «дела Локкарта» (заговор США, Великобритании, Франции по свержению советской власти в 1918 году). Представляя Путина главным злодеем современности (почти профессором Мариарти от мировой политики), Лондон «обеспечил» рекордную поддержку российскому лидеру. Британские СМИ усмехнулись: госпожа Мэй выступила «доверенным лицом» Путина.

Раздув из инцидента в Солсбери громкий международный скандал, Великобритания между тем пока не определилась с полным перечнем ограничительных мер, которые будут введены в отношении России. На данном этапе решено, что на чемпионате мира по футболу в Москве не будут присутствовать официальные лица от Британии и члены королевской семьи. Впрочем, от прямого бойкота спортивного мероприятия Лондон воздержался. В Британии ввели более строгие проверки пассажиров, прибывающих на частных самолетах из России. Также прорабатывается принятие аналога «Акта Магнитского», который позволит вводить финансовые и визовые санкции против россиян, причастных к нарушению прав человека. Кроме того, упоминалось, что Великобритания заморозит российские активы, если будет доказано их использование против безопасности королевства.

Итогом упрямого нагнетания истерии вокруг «дела Скрипаля» стал полный отказ британской стороны от политических контактов на высоком уровне, высылка 23 российских дипломатов из Лондона. Ответ Москвы – зеркальная высылка 23 сотрудников британской дипмиссии, отзыв согласия на открытие генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге и закрытие Британского совета в России (последняя мера не означает, что культурно-гуманитарное сотрудничество будет прекращено).

Великобритания и союзники очень осторожны в заявлениях о возможных финансовых и экономических санкциях. Пока главный удар нанесен по хрупким политическим отношениям: свернуты те немногие каналы, которые оставляли надежду на постепенное восстановление диалога, практически замороженного с 2014 года. В российском посольстве в Великобритании остроумно заметили, что сегодня отношения достигли рекордно низкой температуры – «минус 23».   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
659
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2283
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2448
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1932

Другие новости