0
20895
Газета Дипкурьер Печатная версия

26.02.2018 00:01:00

Запад продвигает свой сценарий решения конфликта в Донбассе

Основные дискуссии развернулись вокруг формата миротворческой операции

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, конфликт, донбасс, обсе, оон, миротворцы, антироссийские санкции


украина, конфликт, донбасс, обсе, оон, миротворцы, антироссийские санкции В отсутствие миротворцев ситуацию в зоне конфликта контролируют представители миссии ОБСЕ. Фото со страницы ОБСЕ в Twitter

Вопрос о путях решения конфликта в Донбассе по-прежнему находится в фокусе внимания России и западных стран, которые предлагают свое видение принципов работы в Донбассе миротворческой миссии ООН.

Пока позиции России и западных стран имеют значительные расхождения, которые не смогли сблизить переговоры специального представителя президента США по Украине Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова. Россия предлагает разместить миротворческий контингент на линии соприкосновения конфликтующих сторон с целью обеспечения безопасности наблюдателей ОБСЕ. Данный подход определяется принципами, изложенными в Минских соглашениях, на выполнении которых настаивает российская сторона.

Подобное предложение не устраивает западные страны, которые продвигают свою концепцию решения конфликта. Речь идет о предоставлении миссии возможности полного контроля над всей территорией конфликта, в том числе на границе России и Украины.

Подход западных стран совпадает с требованиями Украины создать условия для установления контроля над российско-украинской границей. Для Киева, так же как и для западных стран, вопрос установления контроля над российско-украинской границей является ключевой задачей, хотя этот пункт является последним в Минских соглашениях.

Официальный Киев последовательно проводит курс, который не совпадает с положениями, зафиксированными в Минских соглашениях. Подобная политика говорит о том, что украинская сторона пока не собирается выполнять пункты, предусматривающие амнистию, предоставление особого статуса и тем более проведение выборов. Более того, официальный Киев занял жесткую позицию, отказываясь обсуждать размещение миротворческой миссии с представителями Луганской и Донецкой народных республик. Подобная риторика украинских политиков свидетельствует о доминировании в коридорах власти бескопромиссной позиции  в отношении неподконтрольных территорий и неготовности пересматривать сложившиеся подходы к выстраиванию отношений с регионами. В этом контексте следует рассматривать закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Данный закон фактически перечеркнул Минские соглашения, поскольку ставит барьер на пути предоставления неподконтрольным территориям особого статуса. Россия признана в документе агрессором, а неподконтрольные территории – оккупированными. Одновременно с этим исключен пункт о приоритетности Минских соглашений, которые на протяжении нескольких лет служат основой при обсуждении путей урегулирования конфликта в Донбассе.

За дискуссиями о формате миротворческой операции скрываются разные интересы, которые продвигают Россия и западные страны. Последние стремятся сместить акценты в решении конфликта в Донбассе, перенося внимание с выполнения Минских соглашений на реализацию миротворческой операции, которая, в свою очередь, рассматривается Западом в контексте долгосрочных интересов. Подобная позиция исходит, с одной стороны, из понимания того факта, что Киев не готов к реализации Минских соглашений. Сложившаяся расстановка сил перед парламентскими и президентскими выборами, которые должны пройти в 2019 году, не оставляют шансов на реализацию Минских соглашений. В то же время жесткая и бескомпромиссная позиция Киева, которая формировалась при поддержке и участии Запада, подталкивает внешнеполитических партнеров Украины к выдвижению новых инициатив, которые должны сформировать новую политическую платформу для решения конфликта. Это лишь подчеркивает тот факт, что западные страны не номинально претендуют на расширение своего влияния в Украине. Шаги в этом направлении западные страны предпринимают последние годы, пытаясь через юридические меры закрепить за собой Украину и одновременно ослабить политическое влияние России. В этом контексте вопрос о миротворческих силах в зоне конфликта приобретает особое значение.

В целом подходы Запада к решению конфликта в Донбассе следует рассматривать в контексте санкционной политики в отношении России, курса на дальнейшее ослабление ее позиций в зоне конфликта и ограничение ее влияния. Одновременно западные страны поддерживают официальный Киев, поощряя его активно использовать конфликт в Донбассе во внешней и внутренней политике.

Внимание западных государств к Украине продиктовано географическим положением страны, возможностью контроля над транспортными коммуникациями, которые связывают Россию с европейскими странами. Сохранение влияния на Киев усиливает позиции Запада в Черноморском регионе. Эта задача прибрела особое значение в контексте вхождения Крыма в состав России.

В продвижении своих интересов в Украине и оказании давления на Россию Запад активно использует такой инструмент, как принятие резолюций. В январе 2018 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «О гуманитарных последствиях войны в Украине», которая содержит требования к российской стороне прекратить финансовую и военную поддержку самопровозглашенных республик в Донбассе, перестать признавать паспорта, которые выдают в неподконтрольных территориях, и соблюдать права человека в Крыму.

Отсутствие компромисса между Россией и западными странами в отношении вопроса урегулирования конфликта в Донбассе ведет к его затягиванию. Вхождение страны в предвыборный период снижает вероятность разрешения конфликта. Тем более что официальный Киев и основные политические партии не готовы к диалогу с руководством неподконтрольных территорий, риторика в отношении которых по-прежнему не допускает налаживания политического диалога.

Следует отметить, что при обсуждении вопросов, связанных с решением конфликта в Донбассе, западные страны игнорируют интересы Киева, который воспринимается ими в качестве слабого регионального игрока. Киеву отводится роль «активной оппозиции» в отношении России на постсоветском пространстве, через который Запад рассчитывает оказывать давление на российскую политику.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1403
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1504
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1595
Израиль может начать поставки вооружения Украине

Израиль может начать поставки вооружения Украине

Наталья Приходко

Прежде еврейское государство ограничивались гуманитарной поддержкой Киева

0
2933

Другие новости