Михай I, Анна Румынская и их зять Раду на приеме по случаю 60-летия Победы. Фото автора
5 декабря мир облетела весть о кончине на 97-м году жизни экс-короля Румынии Михая I. Он был последним главой государства периода Второй мировой войны, который общался со Сталиным, Черчиллем, Рузвельтом. Он один из пяти иностранцев – кавалеров высшего советского военного ордена «Победа».
В России Михай впервые побывал в 2005 году. Инициатором его визита был я. Было вполне логично включить в состав румынской делегации, приглашенной на торжества в связи с 60-летием Победы, единственного из здравствующих на тот момент кавалеров высшей советской военной награды. Благодаря его смелому решению Румыния в 1944 году вышла из войны против СССР и присоединилась к антигитлеровской коалиции. Это привело к коренному изменению стратегической обстановки на румынском фронте, позволило ускорить победоносное продвижение Красной армии на юге Европы и сохранить жизнь многих десятков тысяч советских солдат.
Соображениями о приглашении бывшего монарха я поделился с курировавшим румынский отдел заместителем директора Четвертого европейского департамента МИДа, моим сокурсником Александром Владимировым. Выслушав доводы, он согласился, что «в этом что-то есть», и попросил подготовить служебную записку для доклада руководству. Записка была подготовлена в тот же день и, как выяснилось, проделала молниеносный бросок «наверх».
Уже утром следующего дня вопрос был решен положительно: Михай I приглашался в качестве специального гостя президента России в сопровождении делегации общей численностью до шести человек. Так началась подготовка первого визита в Москву Михая I с супругой Анной Румынской, а также прибывшими с ними 8 мая этого года сопровождавшими лицами, включая зятя Раду – мужа старшей дочери экс-короля принцессы Маргареты.
Самым интересным был, разумеется, день 9 Мая. Программа торжественных мероприятий, которые проходили на Красной площади и в Кремле, была заранее расписана поминутно. По завершении военного парада все делегации во главе с российским президентом пешком направились вдоль Кремлевской стены в Александровский сад, где коллективно был возложен венок на Могилу Неизвестного Солдата. После общего фотографирования они проследовали в сторону Кутафьей башни, откуда поднялись в Кремль, где в Государственном Кремлевском дворце состоялось вручение памятных медалей в честь 60-летия Победы и был дан праздничный обед.
Анна Румынская накануне сообщила, что по состоянию здоровья не сможет принять участие в мероприятиях на Красной площади и в Александровском саду. В то же время она высказала желание присоединиться к последующей кремлевской программе. Было условлено, что на закрепленном автомобиле к определенному времени супруга экс-монарха подъедет к зданию Манежа, где я встречу ее и сопровожу в Кремль. Так и получилось.
Когда участники постепенно собирались в фойе дворца, среди присутствовавших в центре зала показался Владимир Путин, к которому со всех сторон потянулись главы иностранных делегаций. Среди них было много узнаваемых лиц, попутно обменивавшихся короткими приветствиями. Все это создавало оживленную и приподнятую атмосферу. Анна Румынская попросила представить Михая I российскому лидеру, пробиться к которому нам удалось не без труда.
Перед собравшимися в банкетном зале гостями в преддверии торжественного обеда с коротким приветствием выступил Путин. Нескольким особо значимым ветеранам и гостям, в том числе Михаю I, он лично вручил юбилейные медали. Анна Румынская с любопытством рассмотрела медаль, с которой ее супруг вернулся к столу.
«You are hero, Michael!» – игриво сказала она. Михай I сдержанно улыбался. Неожиданно к нему с противоположной стороны уже довольно шумного зала с бокалом в руке стремительно приблизился Траян Бэсеску и, широко улыбаясь, поздравил с наградой.
Было видно, что сдержанный в проявлении эмоций Михай I находился в приподнятом настроении. В какой-то момент он, взглянув на меня, со значением в голосе произнес: «А вы знаете, мне Сталин подарил два самолета У-2?» Ощущалось, что для него, с юности влюбленного в небо опытного пилота, подарок легких фронтовых бомбардировщиков, на которых летали во время войны советские «ночные ведьмы», оказался уместным.
По завершении программы участники воспользовались эскалатором для спуска на нижний этаж дворца. Находясь на движущейся лестнице, я оказался между членами румынской делегации и ехавшей через ступень впереди, как всегда, блистательной актрисой Элиной Быстрицкой. Анна обратила на нее внимание и, приблизившись ко мне, поинтересовалась, кто эта женщина. Я объяснил. Быстрицкая, будто почувствовав на себе взгляд, в этот момент повернула голову в сторону румынской делегации. Обратившись к Элине Авраамовне, я тихо сообщил, кем был проявлен к ней интерес. И обе немало повидавшие в жизни женщины с улыбкой на лице обменялись легким кивком головы.
При выходе из здания все делегации в соответствии с объявлениями диктора довольно быстро занимали места в безостановочно подъезжавших автомашинах и покидали Кремль.
В этот же день по просьбе Михая I было организовано посещение храма Христа Спасителя, где румынские гости с интересом рассмотрели грандиозное сооружение и отметили высокое мастерство современных российских иконописцев. Также хорошее впечатление произвели на них небольшая автомобильная экскурсия по городу и осмотр панорамы Москвы с площадки на Воробьевых горах, чему способствовало выглянувшее солнце.
В целом, по высказываниям Михая и его супруги, поездка в Москву была интересной и оставила у них яркие воспоминания.