Глава МИД Армении Эдвард Налбандян и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини подписали соглашение Армении с ЕС. Фото с официального сайта Совета Европейского Союза
Саммит «Восточного партнерства», состоявшийся в Брюсселе в минувшую пятницу, продемонстрировал по крайней мере два тренда. Первый касается позиции Евросоюза относительно параллельных интеграций стран – участниц «Восточного партнерства». Ранее ЕС был категорически против совмещения евроинтеграции и участия в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) государств, которые провозгласили курс на Евросоюз. Опыт Украины, которой в свое время был поставлен ультиматум: «или мы, или они», побудил Брюссель пересмотреть свои взгляды на интеграционные процессы, касающиеся стран, все еще остающихся в зоне традиционного российского влияния. ЕС отказался от жестких требований к тем, кто может войти в зону влияния Евросоюза. И это может избавить желающих двигаться в сторону Евросоюза, не теряя при этом связи и рынок России и остальных членов ЕАЭС, от майданов и столкновений гражданского общества.
Пожалуй, лучше всех и раньше всех показало, что можно выгодно и без эмоций совмещать два направления торгово-экономического сотрудничества, Приднестровье. Непризнанная республика с каждым днем наращивает темпы торговли с ЕС, не отказываясь при этом от приоритета в отношениях с Россией. Учитывая санкции Запада в отношении РФ, можно засчитать это в актив Тирасполя: Брюссель не только допустил Приднестровье в зону свободной торговли с ЕС (не вместе, а параллельно с Молдавией), но освободил приднестровских экономических агентов от уплаты торговых пошлин. Сегодня 60% экспорта Приднестровья идет в ЕС и США. Причем Запад покупает такую продукцию приднестровских заводов: металлопрокат, текстиль, обувь. В РФ продается коньяк, фрукты, овощи, продукция консервной промышленности. На днях президент Приднестровья Вадим Красносельский встретился с представителем ЕС в Республике Молдова (РМ) Петером Михалко, обсудив с ним программу переговоров в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) по приднестровскому урегулированию. То, что эта встреча состоится на днях в Вене, можно считать реальным сдвигом в переговорном процессе, который год стороны не вели. То, что венский раунд состоится – последствие добрых отношений, сложившихся в последнее время между Приднестровьем и ЕС. Следует отметить, что Кишинев не возражает против прямых связей ЕС с непризнанной республикой, более того, явно не без участия Брюсселя сдвинулись с мертвой точки вопросы взаимоотношения Молдавии с Приднестровьем. На днях стороны подписали соглашения, которые снимают взаимную телефонную блокаду (теперь из Кишинева в Тирасполь можно будет звонить не через Канаду, как это делалось многие года, а напрямую и без проблем). Решен еще один важный вопрос – функционирование в Приднестровье школ на румынском языке. Эта проблема на протяжении длительного времени считалась болезненной и практически нерешаемой. Кишинев всегда жаловался европейским партнерам на то, что руководство Приднестровья не дает нормально работать молдавским школам с румынским языком обучения. В настоящее время можно сказать, что с помощью ЕС в решении данной проблемы, а также в целом в отношениях Кишинева и Тирасполя произошли позитивные изменения.
Еще один пример – Армения. Известно, что эта страна подписала в Брюсселе соглашение о всестороннем сотрудничестве со странами Европейского союза. «Участники саммита приветствуют подписание соглашения между Арменией и ЕС в рамках саммита. Участники мероприятия также приветствуют серьезный прогресс в работе над расширенным соглашением между государствами блока и Азербайджаном», – сказано в декларации саммита «Восточное партнерство». Кстати, Азербайджан высказал также и желание стать членом ЕАЭС. Однако Ереван, уже вступивший в этот союз, назвал ряд условий, которые Баку должен выполнить, чтобы реализовать свое желание. Понятно, что главной причиной жестких требований Армении к Азербайджану является Нагорный Карабах, по которому стороны не могут договориться.
Но если возвратиться к Армении, то ее соглашение с ЕС на фоне членства в ЕАЭС показывает еще одну тенденцию: страны Евразийского экономического союза не хотят ограничиваться только его рамками, им необходимо расширять рынок и связи. Понятно, что стратегический партнер России – Армения не могла не проговорить данный вопрос с Москвой. Встреча накануне саммита в Брюсселе президента Армении с Владимиром Путиным дает основания предположить, что согласие на западный выход Серж Саргсян получил.
Почти готова последовать примеру Армении Белоруссия. Несмотря на то что Александр Лукашенко не приехал в Брюссель, хотя и был приглашен на саммит, добрые слова в адрес мероприятия сказал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. Он назвал Евросоюз самым важным партнером Минска, а саммит – «одним из самых успешных». Причина этого, по словам главы белорусского МИДа, состоит в том, что принятая в результате декларация «не содержит конфронтационной риторики, не направлена против третьих государств, которые тоже пристально следят за развитием этой инициативы». Скорее всего Макей имел в виду Россию. Он также отметил, что Минск в наступающем году будет «работать над соглашением с Евросоюзом об отмене виз». «Есть некоторые политические проблемы, но они не являются неразрешимыми», – подчеркнул глава МИД Белоруссии. «Восточное партнерство» не направлено против какого-либо еще государства, а ориентировано на развитие отношений бывших советских республик с Европейским союзом», – подвел итог Владимир Макей.
Представители государств ЕС указали на определенный прогресс в отношениях с Белоруссией. Канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила заинтересованность Минска в хороших отношениях с ЕС.
Немаловажная деталь: в итоговой декларации отсутствует упоминание о «российской агрессии», на чем настаивала, например, Украина. Тем не менее в декларацию позицию по России не внесли, учитывая, что это не понравилось бы Армении и Белоруссии. Такое понимание со стороны Брюсселя говорит о заинтересованности ЕС в налаживании отношений со странами, близкими России. Евросоюз пытается перетянуть канат на себя, и, может быть, это когда-то произойдет, но не сейчас. А пока страны Евразийского экономического союза будут пытаться одновременно торговать и развивать связи как с евразийским, так и с европейским пространством, создавая постепенно единую торговую зону ЕС и ЕАЭС. Это на данном этапе выгодно всем сторонам. Поэтому итоговая пресс-конференция саммита оказалась без привычной конфронтационной риторики.
Мир меняется. И, как показал саммит «Восточного партнерства», необязательно в плохую сторону. По крайней мере то, что между союзами с, казалось бы, противоположными полюсами, создается зона возможного взаимодействия – через страны «Восточного партнерства», можно только приветствовать. Москва это, видимо, понимает. В противном случае ЕАЭС, плавно перетекающий в ЕС, может в нем и раствориться.
Несмотря на то что странам – участникам саммита «Восточное партнерство» не предложено членство в Европейском союзе, стороны (кроме Украины) на данном этапе устраивает и статус ассоциации. Грузия и Молдавия (вместе с Приднестровьем) уже получили бонус ЕС – безвизовый режим с союзом, на то же рассчитывает и Армения. Этого же хотят и граждане Белоруссии. И Минск будет двигаться в этом направлении, несмотря на боязнь неодобрения Москвы. Но и Москву время учит. Она понимает: добрый сосед – это прежде всего надежно защищенные границы.