В Молдавии ищут источники, альтернативные природному газу. Фото с сайта www.moldovagaz.md
Правительство Республики Молдова (РМ) официально занялось «энергетической независимостью» региона, что в теории, казалось бы, хорошо, но на деле может привести к исчезновению страны уже через 10, максимум 15 лет. Потому что энергетическую независимость нам обеспечит не обычный природный, а сланцевый газ.
Метод добычи этого энергоресурса наносит колоссальный вред окружающей среде, так как в специальный буровой раствор добавляется более 500 видов химикатов, часть из которых радиоактивны, а 80% от общей массы (160–240 т на скважину) остается в земле.
Поэтому вместе с якобы дешевым газом мы получаем воду, непригодную для питья и пропитанную метаном настолько, что ее можно запросто поджечь, если поднести спичку. Также отравленный газовыми выбросами воздух, так как отходы утилизируются через испарение, а несобранный метан из глубин земли легко просачивается на поверхность. Плюс искалеченные и убитые токсинами птицы, животные, домашний скот и четвероногие питомцы (собаки, кошки), ядовитые и непригодные для употребления продукты, выросшие на землях в зоне поражения.
И главное: уничтоженное здоровье нации. Эпидемии астмы, почечной недостаточности, сильные мигрени, массовые заболевания раком, нейропатией и целый ряд других заболеваний, мало совместимых с жизнью, – так сказать, узаконенный геноцид XXI века.
Об этом говорит опыт других стран. Доказательством того, что весь мир понял вред и бесполезность сланцевого газа, является полный запрет на его добычу в таких странах, как Франция, Германия, Шотландия. И даже в США, где этот способ добычи зародился, запретили разработку в штатах Техас, Мэриленд, Калифорния. В Румынии несколько лет назад попытка начать разработку сланцевых месторождений закончилось массовыми протестами.
В Молдавии результатом народного безразличия стало подписание концессионного договора 2 января 2017 года. И вот на что население молча согласилось. Отдать иностранной компании в разработку почти 40% территории Молдовы. Не 5 и не 10, как в США и странах ЕС, а почти полстраны. Утвердить максимальный возможный срок действия концессии – 50 лет. Получать от добычи не 15% и не 10%, а всего лишь 1% дохода. Назначить исполнителем офшор на Каймановых островах, «послужной список» которого сплошь и рядом состоит из таких фактов, как: неудавшаяся концессия, скандал и долг в 30 млн долл. в Грузии; затянутый и до сих пор стоящий под вопросом проект газификации Украины; многочисленные заявления об открытии якобы огромных запасов газа, а на деле убыточная работа вот уже шесть лет подряд.
Конкретных лимитов, мер и способов контроля, конечно же, нет. А законодательный акт, отвечающий на эти вопросы, попросту не указан.
Но больше всего беспокоит то, что часть контракта, где конкретно перечислены будущие работы концессионера, засекречена. Сам контракт подписывался в полной тайне, а тендер на выбор исполнителя включал всего двух участников.
Молдавия находится на факторной стадии экономического развития. Это значит, что земля – наш важнейший экономический ресурс, о чем говорит и официальная статистика. Общая площадь крупных сельскохозяйственных земель составляет практически 12 тыс. га (11 886 на 2015 год). Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП по состоянию на 2016 год самая большая – более 12%. А влияние на рост или падение внутреннего валового продукта более чем в два раза превышает любой другой сектор экономики. Число занятых в сфере сельского хозяйства намного опережает другие сферы экономики – 386 тыс. человек. Ближайшая по размеру область – государственное управление и бюджетные работники (но на 150 тыс. человек меньше). Так что в обмен на 300 рабочих мест (в компании по добыче) мы потеряем целых 300 тысяч! Отличная сделка! (Учитывая также то, что себестоимость добычи сланцевого газа в Молдове превышает цену поставки российского из-за рубежа.)
Так что в целом добыча сланцевого газа и последующая экологическая катастрофа приведут к уничтожению сельскохозяйственного сектора, полному краху экономики и, как следствие, развалу страны. Для того чтобы избежать такой перспективы, было бы полезно организовать отдельную конференцию по поводу концессии, пригласить на нее представителей правительства и специалистов из Евросоюза и обсудить с ними все важные для населения экологические и энергетические вопросы. А потом обратиться к президенту, парламенту, председателю правительства с вопросами и предложениями по изменению договора и выбору дееспособного концессионера.