На инаугурации Эмманюэль Макрон заявил, что осознает, насколько сильна надежда французов на улучшение жизни. Фото Reuters
Эмманюэль Макрон в воскресенье официально вступил в должность президента Франции. Произнося инаугурационную речь на ступенях Елисейского дворца, лидер движения «Вперед, республика!» (прежнее название – «Вперед!») заявил, что осознает, насколько большие ожидания возлагает на его президентство французский народ, и пообещал сделать страну безопасной и эффективной в экономическом плане.
Незадолго до начала торжественной церемонии Макрон и его предшественник Франсуа Олланд провели закрытое совещание. Вероятно, бывший хозяин Елисейского дворца передал новоиспеченному лидеру код от «ядерного чемоданчика». В тот же день стало известно о первых назначениях в команде Макрона. Пост генерального секретаря Елисейского дворца занял 44-летний Алекси Колер, ранее руководивший кабинетом Макрона во времена его работы министром экономики. Главой аппарата нового президента Франции стал 64-летний Патрик Строда. Дипломатическим советником Макрона стал 61-летний Филипп Этьен, который раньше служил послом Франции в Берлине. Кресло специального советника нового главы государства занял 30-летний Исраэль Эмельян, готовивший стратегию предвыборной кампании движения «Вперед!».
Главным вызовом, на который должен ответить Макрон в краткосрочной перспективе, станут парламентские выборы, намеченные на июнь. Часть тех кандидатов, которые выдвигаются от движения «Вперед, республика!», была сформирована из представителей гражданского общества, не имеющих политического бэкграунда. «Никогда еще французское политическое движение, существующее всего 13 месяцев, не представляло в качестве 52% кандидатов в депутаты обычных граждан, не являющихся профессиональными политиками», – заявил генеральный секретарь «Вперед, республика!» Ришар Ферран на пресс-конференции. По его словам, комиссия движения получила 19 тыс. заявок. Более 70% заявок при этом подали представители мужского пола, чуть менее 30% – женщины. Однако среди выбранных кандидатур соблюдено гендерное соотношение: 214 мужчин и 214 женщин.
«Парламентские выборы – очень важный этап в деятельности Макрона, – отметила в разговоре с «НГ» руководитель Центра евро-атлантических исследований и международной безопасности ИАМП Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева. – Ему необходимо заручиться поддержкой парламента для того, чтобы проводить в жизнь свою программу реформ. Она большая, сложная и направлена на то, чтобы вернуть французской экономике место одного из лидеров в ЕС. А для этого надо реформировать Трудовой кодекс, добиться того, чтобы работодатели получили дополнительные права и дополнительные возможности. Эта задача стояла перед многими французскими президентами, но ее реализация крайне сложна, потому что это затрагивает интересы огромного количества простых людей и часто вызывает, мягко говоря, неоднозначную редакцию».
По самым оптимистичным прогнозам, Макрон может набрать в парламенте 26%. «Это далеко не абсолютное большинство голосов, – напоминает Зверева. – Соответственно ему нужно будет получить поддержку других политических сил. В любом случае речь пойдет о поиске компромиссов, но скорее всего это будут прежде всего компромиссы с правыми, с «Республиканцами». Надо сказать, что экономическая программа правых, в общем-то находится в том же русле, что и программа Макрона. У Макрона это преподнесено в мягкой форме, но, по сути, его программа очень напоминает ту, с которой выступал Фийон на выборах. Правда, у Фийона была более жестко сформулирована задача, которая стоит сегодня перед французским правительством».
Впрочем, у Макрона есть надежда, учитывая то, что значительное количество известных политиков пожелали занять должность премьер-министра Франции при новом президенте. Примечательно и то, что от конфронтационной по отношению к Макрону линии отказалась и часть «Республиканцев». «Что касается левого лагеря, то там раскол, многие перешли на сторону Макрона уже в ходе избирательной кампании, – отмечает Зверева. – Например, французский министр обороны открыто поддержал Макрона. Его поддержал и премьер-министр Вальс. Центристское движение Франсуа Байру также будет активно его поддерживать. Сама идея центризма получила новый импульс в ходе этой предвыборной кампании, и, возможно, это отразится и на результатах центристского объединения Байру».
Главным образом президентские выборы во Франции продемонстрировали разрушение двухпартийной системы. «Эта тенденция получит свое развитие, – считает Зверева. – Социалистическая партия раскололась на две части. Некоторые считают, что на четыре. Как они будут выступать на парламентских выборах и под какими знаменами – это большой вопрос. У «Республиканцев» тоже есть свои проблемы, но они пострадали в меньшей степени. Очень сильным объединением стал «Национальный фронт». Марин Ле Пен получила 34%, и надо сказать, что такого результата никогда не было у подобной партии во Франции. Это отражает определенное неблагополучие и означает, что нужны какие-то меры, которые бы отвечали и этой категории французских избирателей. Это все сочетать довольно сложно. Макрон объявил, что он будет объединять французов, а не разъединять, соответственно ему придется учитывать самые разные политические тенденции. Биполярная система больше не будет существовать, появятся новые политические объединения».
Успешного проведения национальных реформ от нового президента ждут и европейские партнеры Франции. «Макрону лучше начать свое президентство, сфокусировавшись на национальных реформах, хотя это будет не так просто, – заявил «НГ» научный сотрудник голландского Института международных отношений в Клингендале Михиэль Льюнинг. – Германия, а также Нидерланды ожидают, что Франция исполнит свой долг по национальным реформам (придание рынку труда гибкости и приверженность бюджетным правилам Пакта стабильности и роста). Макрон пообещал и подчеркнул это в своей кампании.
Он рассматривает это как шаг вперед для Франции и шанс завоевать расположение со стороны европейских партнеров, чтобы иметь возможность вести серьезный разговор об амбициях ЕС в области бюджета еврозоны (для преодоления экономических потрясений и инвестирования в слабые экономики) и о Принципе социальных прав.
Социал-демократы в Германии в принципе открыты к повестке Макрона, касающейся ЕС, в то время как христианские демократы относятся к этому немного скептически».
Эксперт отмечает, что защита от социального демпинга и глобализации – это также важные и чувствительные вопросы. «Макрону нужно реализовать это, чтобы удовлетворить более широкую общественность во Франции, – пояснил Льюнинг. – Он хочет пересмотреть Директиву об откомандированных работниках для борьбы с социальным демпингом, в особенности в промышленной и транспортной сфере. Это практика, которая подпадает под свободу услуг внутреннего рынка. В ее рамках работники из зарубежных компаний временно размещаются во Франции. Французские правила минимальной оплаты труда применяются, но не обязательно с такой же платой за труд, как у французских рабочих. Социальный взнос также платится в стране проживания. Это может сделать откомандированного работника чересчур дешевым в сравнении с обычным французом». Аналитик отмечает, что пересмотр Директивы не поддерживается странами Центральной и Восточной Европы, которые считают практику откомандированных работников правомерной.
«Что касается защиты от глобализации, то Макрон, условно говоря, хочет ввести закон «Покупай европейское» по американским правилам, который будет присуждать государственные контракты (сделки по госзакупкам, например, в области железных дорог и инфраструктуры) в ЕС только тем компаниям, которые не менее 50% своей деятельности ведут в Европе, – добавил Льюнинг. – Однако еврокомиссар Юрки Катайнен предупредил, что ЕС не может позволить себе ограничивать государственные закупки. В целом это трудная задача для Макрона на уровне ЕС, но Германия и другие, по-моему, открыты к компромиссам с таким, вероятно, конструктивным проевропейским президентом, как Макрон. В особенности, если он продемонстрирует успехи в области национальных реформ. В противном случае на уровне ЕС будет разочарование».