0
37888
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.05.2017 00:01:00

Арктика освобождается от конфликтов

Катерина Лабецкая

Об авторе: Катерина Олеговна Лабецкая – ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН.

Тэги: арктика, арктический совет, фэрбанкс


арктика, арктический совет, фэрбанкс Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на министерской встрече Арктического совета, Фэрбанкс, 11 мая 2017 года. Фото пресс-службы МИД РФ

Десятое министерское заседание Арктического совета (АС) в Фэрбанксе (Аляска, США) открылось 11 мая года под экзотический звон бубнов и ритмичный приветственный ритуал коренных народов Заполярья. Их шесть организаций в качестве постоянных участников АС наравне с арктическими государствами принимают решения на основе консенсуса.

Россию в Фэрбанксе представлял глава МИДа Сергей Лавров. В силу российско-американского «похолодания» вплоть до апрельского визита в Москву госсекретаря Рекса Тиллерсона сохранялась интрига: приедет ли Лавров на заседание АС в США? Ведь в 2015 году на форуме в Икалуите (Канада) его подменил министр природных ресурсов Сергей Донской.

К слову, в северных широтах к 2017 году скопилось немало интриг, в том числе обусловленных сменой в США хозяина Белого дома. Германская Sueddeutsche Zeitung  даже  опубликовала в январе предположение председателя комитета старших должностных лиц (СДЛ) АС, посла США Дэвида Болтона, что президент США никогда не слышал об Арктике. Между тем Дональд Трамп и президент Финляндии Саули Ниинистё еще в декабре 2016 года обсудили по телефону АС и Россию в Арктике. Да и ключевые фигуры новой администрации США не понаслышке знакомы с проблематикой Заполярья: Тиллерсон – как экс-глава ExxonMobil, осваивавшей с «Роснефтью» углеводороды Арктической зоны РФ; министр обороны Джеймс Мэттис – как Верховный командующий Объединенными вооруженными силами НАТО по трансформации/модернизации (2007–2009), участвовавший в саммите альянса в Рейкьявике (Исландия). На нем Арктику объявили стратегически важным регионом, требующим переосмысления военной доктрины НАТО с учетом реалий ХХI века.

Итоги заседания АС в Фэрбанксе подтвердили отсутствие кардинальных изменений в арктической стратегии США. Тиллерсон подтвердил, что США продолжат активно работать в АС, уточнив, что «возможность председательствовать в совете только укрепила их приверженность продолжению совместной работы в будущем». Глава МИД Финляндии Тимо Сойни, которому Тиллерсон передал бразды правления в АС, лаконично изложил четыре приоритета своего председательства – защиту окружающей среды, связь, сотрудничество в области метеорологии, образование. Но ранее озвученная Ниинистё политика в Арктике свидетельствует об амбициозных планах финского председательства, включая возможную коррекцию вектора развития виртуального арктического транснационального политического пространства (Трансарктики, ТА), которому погодно-климатические изменения и новый виток научно-технического прогресса сулят яркое геополитическое будущее.

Уточним, ТА – понятие виртуальное, отражающее формирование в Арктике трансграничного взаимодействия «регионалов» с «внерегионалами» (государствами и разномастными организациями, ТНК). Системообразующая роль в ТА сохраняется за АС. В нем разрабатываются механизмы глобального управления экономическими, политическими, социальными проблемами. В 2011 и 2013 годах АС принял два юридически обязывающих межправсоглашения: «О сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике» и «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике». В Фэрбанксе к ним добавилось «Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества».

Цель АС – укрепиться в Арктике – отражает раздел фэрбанкской декларации «Усиление Арктического совета». Ключевые темы заседания – устойчивое развитие, природоохранная деятельность и адаптация региона к глобальному потеплению. Отмечено значение инструмента поддержки проектов Арктического совета (ИПП АС) – механизма применения широкого спектра финансовых решений. Большинство его проектов по сокращению вредных выбросов в атмосферу, ликвидации накопленных загрязнений, внедрению новых технологий в промышленное производство реализуются в России, его главном доноре.

АС был создан в 1996 году Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией, Швецией как межправительственный форум высокого уровня в целях регулирования охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Арктики. 

Но с ростом в XXI веке интереса к Заполярью «внерегионалов» АС задумался над сохранением своего лидерства и контроля над Трансарктикой. Отсюда тщательность проработки в АС статуса наблюдателей и расширение Советом форматов международного взаимодействия. Фэрбанкская декларация уточнила механизм взаимодействия с наблюдателями АС (к ним добавились шесть неправительственных организаций и Швейцария) и поручила старшим должностным лицам (СДЛ) разработать алгоритм сотрудничества с заинтересованными межправительственными организациями.

Посол по особым поручениям МИД РФ, СДЛ России в АС Владимир Барбин пояснил специально для «НГ»: «Ранее формат взаимодействия с внерегиональными игроками предусматривал лишь предоставление им статуса наблюдателя. Установление же более продвинутых отношений с другими межправительственными организациями, занимающимися арктической проблематикой, может способствовать активному задействованию их потенциала в интересах устойчивого развития Арктики, продвижения конструктивного международного взаимодействия».

Выступая в Фэрбанксе, Лавров неожиданно напомнил коллегам о замороженных с 2014 года на неопределенное время регулярных встречах начальников генштабов ВС стран Арктики как эффективной мере по укреплению доверия в регионе. Однако в силу прописанной в уставных документах АС его невоенной направленности в итоговых документах форума это не отразилось. Впрочем, как заметил Барбин, участвующие в работе АС министры иностранных дел зачастую обсуждают более широкую повестку дня. Ведь АС является не организацией, а форумом для координации сотрудничества. То есть в его рамках арктические государства могут инициировать те форматы и площадки для взаимодействия, которые сочтут необходимыми для обеспечения устойчивого развития Арктики. В итоге рождаются инициативы по созданию новых форматов сотрудничества. В качестве примера дипломат привел арктический экономический форум – независимую организацию деловых кругов. Аналогичная ситуация была с созданием арктического форума береговых охран. «АС – очень живой организм» – резюмировал Барбин.

Хотя решения в АС принимают правительства стран-учредителей и его постоянные участники на основе консенсуса, неформальное лидерство в АС остается за «приарктической пятеркой» (Гренландия/Дания, Канада, Норвегия, Россия, США). Ее возможности в Арктике объективно шире других игроков. Это порождает скрытое недовольство «внерегионалов». Малые арктические государства его ощутили и умело им пользуются.

Соответствующие нюансы просматриваются в финском подходе к взаимодействию в Заполярье. «Мы хотели бы сделать упор на международном законодательстве и соглашениях в том, как в Арктическом регионе действуют страны, которые заявляют, что имеют на него право собственности. В этих спорах может зародиться конфликт, поэтому нам нужно отреагировать (на возможность конфликта) до его начала», – заявил Ниинистё на Мюнхенской конференции по безопасности.

Отсюда девиз финского председательства в АС: «Поиск общих решений». Финляндия, не являясь приарктическим государством, уловила озабоченность «внерегионалов» в Арктике. «Безусловно, мы входим в Совет (АС), и это отличает нас, но я думаю, что мы очень хорошо понимаем глобальный интерес к Арктике. Неарктические страны не могут претендовать на то, на что претендуют страны, имеющие выход к Баренцеву морю. Здесь совершенно разные позиции. Но в Совете есть много наблюдателей, и мне думается, что мы очень хорошо слышим их мнение посредством этого форума», – подчеркнул в Архангельске на международной конференции «Арктика – территория диалога» глава Финляндии. В период финского председательства Ниинистё намерен провести саммит с участием лидеров РФ и США.

Вовлеченность «внерегионалов» в Арктику хотя способствует развитию Трансарктики, но порождает в этом пока виртуальном пространстве противоречия между «аборигенами» Заполярья и «пришельцами», закладывает предпосылки столкновения их интересов, соперничества и конкуренции. Однако эксперты уверены, что неразрешимых противоречий в Арктике нет. Нет и нужды в военных решениях. И именно на АС ложится ответственность за поддержание в регионе устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества.

В Фэрбанксе Лавров призвал «партнеров к взаимодействию в реализации российской программы экономического развития Арктики в сочетании с природоохранной деятельностью, мерами по повышению качества жизни, по поддержке культуры и традиций коренных народов и всего населения Крайнего Севера». Через два года Финляндия отдаст бразды правления Исландии, а в 2021–2023 годах они перейдут к России, которой, по-видимому,  уже придется основательно готовиться к реалиям  Трансарктики.

Фэрбанкс–Москва    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1267
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
801
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1536
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1483

Другие новости