Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на министерской встрече Арктического совета, Фэрбанкс, 11 мая 2017 года. Фото пресс-службы МИД РФ
Десятое министерское заседание Арктического совета (АС) в Фэрбанксе (Аляска, США) открылось 11 мая года под экзотический звон бубнов и ритмичный приветственный ритуал коренных народов Заполярья. Их шесть организаций в качестве постоянных участников АС наравне с арктическими государствами принимают решения на основе консенсуса.
Россию в Фэрбанксе представлял глава МИДа Сергей Лавров. В силу российско-американского «похолодания» вплоть до апрельского визита в Москву госсекретаря Рекса Тиллерсона сохранялась интрига: приедет ли Лавров на заседание АС в США? Ведь в 2015 году на форуме в Икалуите (Канада) его подменил министр природных ресурсов Сергей Донской.
К слову, в северных широтах к 2017 году скопилось немало интриг, в том числе обусловленных сменой в США хозяина Белого дома. Германская Sueddeutsche Zeitung даже опубликовала в январе предположение председателя комитета старших должностных лиц (СДЛ) АС, посла США Дэвида Болтона, что президент США никогда не слышал об Арктике. Между тем Дональд Трамп и президент Финляндии Саули Ниинистё еще в декабре 2016 года обсудили по телефону АС и Россию в Арктике. Да и ключевые фигуры новой администрации США не понаслышке знакомы с проблематикой Заполярья: Тиллерсон – как экс-глава ExxonMobil, осваивавшей с «Роснефтью» углеводороды Арктической зоны РФ; министр обороны Джеймс Мэттис – как Верховный командующий Объединенными вооруженными силами НАТО по трансформации/модернизации (2007–2009), участвовавший в саммите альянса в Рейкьявике (Исландия). На нем Арктику объявили стратегически важным регионом, требующим переосмысления военной доктрины НАТО с учетом реалий ХХI века.
Итоги заседания АС в Фэрбанксе подтвердили отсутствие кардинальных изменений в арктической стратегии США. Тиллерсон подтвердил, что США продолжат активно работать в АС, уточнив, что «возможность председательствовать в совете только укрепила их приверженность продолжению совместной работы в будущем». Глава МИД Финляндии Тимо Сойни, которому Тиллерсон передал бразды правления в АС, лаконично изложил четыре приоритета своего председательства – защиту окружающей среды, связь, сотрудничество в области метеорологии, образование. Но ранее озвученная Ниинистё политика в Арктике свидетельствует об амбициозных планах финского председательства, включая возможную коррекцию вектора развития виртуального арктического транснационального политического пространства (Трансарктики, ТА), которому погодно-климатические изменения и новый виток научно-технического прогресса сулят яркое геополитическое будущее.
Уточним, ТА – понятие виртуальное, отражающее формирование в Арктике трансграничного взаимодействия «регионалов» с «внерегионалами» (государствами и разномастными организациями, ТНК). Системообразующая роль в ТА сохраняется за АС. В нем разрабатываются механизмы глобального управления экономическими, политическими, социальными проблемами. В 2011 и 2013 годах АС принял два юридически обязывающих межправсоглашения: «О сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике» и «О сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике». В Фэрбанксе к ним добавилось «Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества».
Цель АС – укрепиться в Арктике – отражает раздел фэрбанкской декларации «Усиление Арктического совета». Ключевые темы заседания – устойчивое развитие, природоохранная деятельность и адаптация региона к глобальному потеплению. Отмечено значение инструмента поддержки проектов Арктического совета (ИПП АС) – механизма применения широкого спектра финансовых решений. Большинство его проектов по сокращению вредных выбросов в атмосферу, ликвидации накопленных загрязнений, внедрению новых технологий в промышленное производство реализуются в России, его главном доноре.
АС был создан в 1996 году Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией, Швецией как межправительственный форум высокого уровня в целях регулирования охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Арктики.
Но с ростом в XXI веке интереса к Заполярью «внерегионалов» АС задумался над сохранением своего лидерства и контроля над Трансарктикой. Отсюда тщательность проработки в АС статуса наблюдателей и расширение Советом форматов международного взаимодействия. Фэрбанкская декларация уточнила механизм взаимодействия с наблюдателями АС (к ним добавились шесть неправительственных организаций и Швейцария) и поручила старшим должностным лицам (СДЛ) разработать алгоритм сотрудничества с заинтересованными межправительственными организациями.
Посол по особым поручениям МИД РФ, СДЛ России в АС Владимир Барбин пояснил специально для «НГ»: «Ранее формат взаимодействия с внерегиональными игроками предусматривал лишь предоставление им статуса наблюдателя. Установление же более продвинутых отношений с другими межправительственными организациями, занимающимися арктической проблематикой, может способствовать активному задействованию их потенциала в интересах устойчивого развития Арктики, продвижения конструктивного международного взаимодействия».
Выступая в Фэрбанксе, Лавров неожиданно напомнил коллегам о замороженных с 2014 года на неопределенное время регулярных встречах начальников генштабов ВС стран Арктики как эффективной мере по укреплению доверия в регионе. Однако в силу прописанной в уставных документах АС его невоенной направленности в итоговых документах форума это не отразилось. Впрочем, как заметил Барбин, участвующие в работе АС министры иностранных дел зачастую обсуждают более широкую повестку дня. Ведь АС является не организацией, а форумом для координации сотрудничества. То есть в его рамках арктические государства могут инициировать те форматы и площадки для взаимодействия, которые сочтут необходимыми для обеспечения устойчивого развития Арктики. В итоге рождаются инициативы по созданию новых форматов сотрудничества. В качестве примера дипломат привел арктический экономический форум – независимую организацию деловых кругов. Аналогичная ситуация была с созданием арктического форума береговых охран. «АС – очень живой организм» – резюмировал Барбин.
Хотя решения в АС принимают правительства стран-учредителей и его постоянные участники на основе консенсуса, неформальное лидерство в АС остается за «приарктической пятеркой» (Гренландия/Дания, Канада, Норвегия, Россия, США). Ее возможности в Арктике объективно шире других игроков. Это порождает скрытое недовольство «внерегионалов». Малые арктические государства его ощутили и умело им пользуются.
Соответствующие нюансы просматриваются в финском подходе к взаимодействию в Заполярье. «Мы хотели бы сделать упор на международном законодательстве и соглашениях в том, как в Арктическом регионе действуют страны, которые заявляют, что имеют на него право собственности. В этих спорах может зародиться конфликт, поэтому нам нужно отреагировать (на возможность конфликта) до его начала», – заявил Ниинистё на Мюнхенской конференции по безопасности.
Отсюда девиз финского председательства в АС: «Поиск общих решений». Финляндия, не являясь приарктическим государством, уловила озабоченность «внерегионалов» в Арктике. «Безусловно, мы входим в Совет (АС), и это отличает нас, но я думаю, что мы очень хорошо понимаем глобальный интерес к Арктике. Неарктические страны не могут претендовать на то, на что претендуют страны, имеющие выход к Баренцеву морю. Здесь совершенно разные позиции. Но в Совете есть много наблюдателей, и мне думается, что мы очень хорошо слышим их мнение посредством этого форума», – подчеркнул в Архангельске на международной конференции «Арктика – территория диалога» глава Финляндии. В период финского председательства Ниинистё намерен провести саммит с участием лидеров РФ и США.
Вовлеченность «внерегионалов» в Арктику хотя способствует развитию Трансарктики, но порождает в этом пока виртуальном пространстве противоречия между «аборигенами» Заполярья и «пришельцами», закладывает предпосылки столкновения их интересов, соперничества и конкуренции. Однако эксперты уверены, что неразрешимых противоречий в Арктике нет. Нет и нужды в военных решениях. И именно на АС ложится ответственность за поддержание в регионе устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества.
В Фэрбанксе Лавров призвал «партнеров к взаимодействию в реализации российской программы экономического развития Арктики в сочетании с природоохранной деятельностью, мерами по повышению качества жизни, по поддержке культуры и традиций коренных народов и всего населения Крайнего Севера». Через два года Финляндия отдаст бразды правления Исландии, а в 2021–2023 годах они перейдут к России, которой, по-видимому, уже придется основательно готовиться к реалиям Трансарктики.
Фэрбанкс–Москва