Главная цедь кампании Эрдогана – мобилизовать турецких граждан. Фото Reuters
16 апреля в Турции состоится референдум по конституционной реформе, предполагающей переход от парламентской формы правления к президентской республике. На голосование выносится 18 поправок, кардинально меняющих политическую систему Турецкой Республики. Пост премьер-министра будет упразднен, президент будет являться одновременно главой государства и правительства с правом назначать и увольнять министров и вице-президентов. Он будет избираться всенародным голосованием, сможет править в течение двух пятилетних сроков, а также получит возможность продолжать возглавлять собственную партию. Парламентские и президентские выборы будут проводиться одновременно. Параллельно предлагается увеличить численность парламента (с 550 до 600 депутатов) и снизить возраст для кандидатов в депутаты с 25 до 18 лет.
Президент Турции также получит право дополнительного гражданского контроля армии через создание специального Государственного наблюдательного совета, а также сможет назначать главу Генерального штаба ВС Турции. Уменьшится численность Национального совета безопасности и будут введены высокие военные суды. Это позволит завершить процесс по нейтрализации армии как политического субъекта, которая ранее имела право вмешиваться в политическую жизнь страны.
К нынешнему референдуму президент Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им партия шли довольно долго. Предложение о введении президентской системы правления Партия справедливости и развития (ПСР) выдвинула еще в 2011 году. Однако тогда оно не получило дальнейшего развития, так как парламентская конституционная комиссия не смогла достичь консенсуса по этому вопросу. После избрания Эрдогана на пост президента страны в 2014-м эта идея зазвучала с новой силой и стала ключевым политическим предложением ПСР на парламентских выборах в июне и ноябре 2015 года. Тогда же конституционную реформу поддержала третья по численности оппозиционная Партия националистического движения. В январе 2017 года более трех пятых депутатов (339 голосов) одобрили поправки к Конституции, что сделало возможным их вынесение на референдум.
После принятия этого решения правящая партия начала активную пропагандистскую «Да»-кампанию. Ее цель – убедить избирателей, что голос «за» означает движение к стабильной и процветающей «новой Турции», которую Эрдоган обещал построить во время своей предвыборной президентской кампании. Как отметил премьер-министр Бинали Йылдырым, «новая президентская система уничтожит терроризм, ускорит экономический рост и создаст новые рабочие места».
Противники конституционных изменений, среди которых – крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия, организовавшая альтернативную «Нет»-кампанию, заявляют, что план Эрдогана – установление авторитаризма в стране. Они обвиняют его в том, что почти за три года его президентства в Турции усилилась цензура, а количество журналистов, привлеченных к уголовной ответственности или отстраненных от должности, стало больше, чем за все время существования турецкого государства. Правда, правительство называет их не журналистами, а пособниками шпионов и террористов.
Кроме того, оппозиция опасается, что в условиях чрезвычайного положения, действующего в стране после неудачной попытки военного переворота в июле 2016 года, исход голосования не будет отражать волю народа.
Несмотря на высказываемое многими экспертами мнение, что Эрдоган и его команда одержат победу на референдуме, делать однозначные прогнозы все же преждевременно. Сравнение данных социологических опросов, проводимых разными компаниями, показывает, что количество сторонников и противников изменения Конституции распределяется почти поровну. Примерно такую же картину можно было наблюдать и во время президентских выборов-2014, и в период парламентских выборов-2015, что демонстрирует, насколько глубоким является политический раскол в турецком обществе. В последние дни марта на фоне дипломатических скандалов Турции с некоторыми странами ЕС статистика немного изменилась. По данным исследовательской компании Qriously, более трех пятых (61%) турецких избирателей готовы поддержать конституционные поправки. Однако при этом почти треть вероятных избирателей (29%) все еще не определились по этому вопросу. Это довольно большое число, и, по всей видимости, именно они и будут определять исход голосования.
Наиболее активно поддерживают «Да»-кампанию избиратели в возрасте от 18 до 44 лет, большое количество сторонников изменения Конституции также среди жителей Стамбула. Компания Qriously указывает на еще одну любопытную деталь: респонденты, которые детально изучили предлагаемые поправки, в большей степени склонны сказать «нет» по сравнению с теми, кто ознакомился с ними лишь в общих чертах.
Как и следовало ожидать, в западных СМИ возможная концентрация власти в руках президента Эрдогана вызывает резкое неприятие. Вынесенные на референдум конституционные поправки называют антидемократичными, а самого Эрдогана – диктатором, ведущим страну к расколу. Однако подобная критика лишь усиливает число сторонников президента внутри страны. Это означает, что предстоящее голосование в определенной степени будет носить протестный характер, в ходе которого консолидированные на антизападной риторике турецкие граждане скажут «нет» – но не поправкам, а Западу с его демократическими ценностями, дискредитировавшими себя в глазах мусульманского сообщества.
В последние годы ответственность за существующие проблемы в стране турецкое руководство часто возлагало на происки внешних сил и связанных с ними внутренних противников. Неделю назад на митинге в Анкаре президент Эрдоган заявил, что итоги конституционного референдума станут лучшим ответом врагам Турции. Однако, расширив полномочия и сконцентрировав власть в своих руках, турецкий президент получит не только привилегии, но и ответственность за решение накопившихся проблем.
Среди них – продолжающийся вооруженный конфликт с Рабочей партией Курдистана. Военные действия турецкой армии на юго-востоке страны и арест руководителей прокурдской Партии демократии народов означают, что пока турецкое руководство не намерено идти на компромиссы. Как заявил Эрдоган, курды должны прекратить вооруженную борьбу и сложить оружие или покинуть эту землю. В противном случае, по его словам, «наши солдаты, полицейские и сельские ополченцы искоренят их из этой страны».
Кроме того, с конца августа 2016 года Турция проводит военную операцию «Щит Евфрата» на территории Сирии, направленную против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и «террористических групп сирийских курдов, угрожающих Турции». И хотя 29 марта официальная Анкара заявила об окончании операции, желая таким образом зафиксировать успехи военных перед предстоящим референдумом, уже через день командование турецкой армии объявило о том, что военные действия на севере Сирии будут продолжены.
Победы турецких вооруженных сил на территории Сирии не снимают, а возможно, еще более усугубляют проблемы безопасности внутри самой Турции, так как страна столкнулась с ростом террористических атак со стороны боевиков ИГ, создавших широкую сеть вербовки и поддержки в Анкаре, Стамбуле и на южных границах страны. Следует также учитывать, что в рядах ИГ в Сирии и Ираке воюют более 2 тыс. турецких граждан. Если они вернутся на родину, это еще больше дестабилизирует и без того напряженную ситуацию в стране, приведя в новой волне терактов и насилия.
Непросто складываются отношения турецкого руководства с США. Официальная Анкара недвусмысленно намекает на причастность американских спецслужб к неудавшемуся военному перевороту 2016 года, имеющему целью отстранение, а возможно, и физическое уничтожение президента Эрдогана. Накануне референдума эта тема зазвучала с новой силой. Недовольство турецких лидеров также вызывает нежелание Вашингтона отказаться от сотрудничества с сирийскими курдами. Кроме того, в Турции полагают, что вооруженные силы США оказывают недостаточную поддержку турецкой армии в Сирии.
В стране постепенно обостряются хозяйственные проблемы, что связано с замедлением экономического роста, девальвацией национальной валюты и ростом внешнего долга. В феврале дефицит бюджета составил 1,6 млрд долл. – самый крупный ежемесячный показатель за последние восемь лет. Уровень безработицы вырос до 12,7%, при этом среди молодежи он составил 24%. Дефицит платежного баланса, согласно оценкам экспертов, превысил 4% ВВП в 2016 году. Вкупе эти проблемы сделали Турцию крайне уязвимой к оттоку иностранного капитала.
В целом это означает, что вне зависимости от итогов референдума турецкому президенту придется решать целый комплекс сложных проблем, направленных на стабилизацию обстановки в стране и консолидацию турецкого общества, с тем чтобы «новая» Турция стала реальностью, а не осталась лишь невыполненным предвыборным обещанием.