В окрестностях Дананга продолжается операция «Большая стирка» по очистке почвы от сертельного яда. Фото Reuters
Когда стало известно, что Дананг в 2017 году примет саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), его жители радовались так, будто выиграли Олимпиаду. Ночные фейерверки, карнавал на мосту Дракона, молитвы у пагоды КуангАм…
Город, и без того считавшийся жемчужиной Центрального Вьетнама, стал вровень по фактуре и осанке с такими лидерами урбанизации, как Ханой и Хошимин (бывший Сайгон). За последнее время он заметно вырос и преобразился. Это уже не просто главный город одноименной провинции, а крупный торговый и финансовый центр, важный транспортный узел на берегу Южно-Китайского моря, порт с грузооборотом 3 млн тонн. Меняется на глазах, ему прочат славу Гонконга и Сингапура, туристического рая и самого комфортного места для бизнеса на всем азиатско-тихоокеанском пространстве.
На 26-м по счету саммите АТЭС ожидается участие лидеров из более чем 20 стран, около 10 тыс. делегатов, армия журналистов. В этом плане Дананг напоминает Владивосток пятилетней давности. Тот же ажиотаж, суета коммунальных и государственных ведомств. На береговой линии встали небоскребы, отели в 6 звезд, через реку Хан переброшен вантовый мост, в аэропорту завершается строительство международного терминала.
Впрочем, старт уже дан, подготовка на финишной прямой. Только что завершилась конференция старших должностных лиц АТЭС, уточнили повестку дня, в Дананг-сити заседают комитеты, шерпы и группы экспертов. Президент СРВ Чан Дай Куанг указал, что организация саммита является главным приоритетом внешней политики Вьетнама на ближайшую перспективу. Из госбюджета выделены нужные средства, привлекаются спонсоры.
Кстати об аэропорте. Место примечательное во всех отношениях. Воздушная гавань Дананга стала своего рода символом предстоящего события, его витриной, эмблемой и визитной карточкой одновременно. Но особая символика заключается в том, что эта стройка знаменует собой важный этап, своего рода апофеоз в развитии всесторонних отношений между Вьетнамом и США. Особенно динамично они развивались последние восемь лет. Этот период еще называют «обамовским».
Но не все так благостно. Вьетнамцы ничего не забыли, у них хорошая память. Не случайно церемония открытия должна состояться в апреле, когда страна будет отмечать День Победы в войне за свободу и независимость против американских агрессоров и их союзников.
Тем не менее Дананг должен показать всем, каких успехов бывшие противники добились на пути нормализации. На данный момент Вьетнам является вторым после Китая торговым партнером США в Азии. В 2016 году вьетнамский экспорт в Америку вырос на 15% и составил 38,5 млрд долл., импорт увеличился на 11,7% (8,7 млрд). Для сравнения: товарооборот между СРВ и РФ – 3,8 млрд долл. В ближайшее время Конгресс США рассмотрит вопрос о полном снятии эмбарго на поставку Вьетнаму оружия.
В мае прошлого года Барак Обама в ходе визита во Вьетнам отметил, что США заинтересованы в успехе саммита и будут оказывать всяческую помощь. Одним из ярких примеров такой помощи стал аэропорт. Дело в том, что именно здесь в 2012 году началась операция «Большая стирка» по очистке почвы от смертельного яда Agent Orange (Оранжевый агент, или, как его называют вьетнамцы, Оранжевый дьявол). Известно, что после себя армия США оставила во Вьетнаме зараженную территорию, равную по площади штату Массачусетс.
За годы войны распылили 72 млн литров дефолиантов с примесью диоксина. Период его распада не установлен, но, по некоторым данным, – от 300 до 500 лет. Он до сих пор отравляет землю, источники и все живое. В сезон дождей вымывается в реку Хан и дальше – в Тихий океан. По данным Красного Креста, во Вьетнаме 4,8 млн жертв химической войны, из них 3 млн имеют тяжкие заболевания. В городском интернате вам покажут детей с врожденными уродствами и хромосомными аномалиями. Там же вы найдете и волонтеров из Агентства США по международному развитию (USAID).
Забота общая, аномалии до конца еще не изучены. В докладе совместной комиссии говорится, что впервые приказ об использовании химического оружия в Южном Вьетнаме отдал еще президент Джон Кеннеди. Эксперименты начались в середине 1961 года. Руководили ими генералы Максуэлл Тейлор и Уолт Ростоу. 30 ноября, то есть задолго до вторжения, по их донесениям и рекомендации госсекретаря Дина Раска Кеннеди дал добро на использование ядохимикатов. Оранжевые бочки со складов Нью-Брунсуика поплыли в Дананг. К 1970-м годам химической войной во Вьетнаме было охвачено 43% посевных площадей и 44% лесов.
Ирония судьбы еще и в том, что именно с Дананга начиналась агрессия. Здесь 8 марта 1965 года у рыбацкой деревни Линхиеу высадился первый десант морской пехоты США. Через много лет бывший министр обороны Роберт Макнамара напишет: «Мы влезли в войну, в которой не могли победить».
Сейчас американцы снова в городе, но без оружия. Тихие, как у Грэма Грина, который, кстати, тоже бывал в этих краях, работая корреспондентом журнала New Republic в Индокитае. Туристы и бизнесмены загорают на пляже «Чайна Бич», где в военном госпитале лечили раненых джи-ай.
Когда подлетаешь к Данангу и самолет идет на посадку, сверху видно, как бульдозеры и экскаваторы копают землю. Аэропорт находится прямо за городской чертой, в пяти минутах езды от Музея Чамской культуры. Зона оцеплена, вокруг желтый забор, за ним бурьян, сухой кустарник и пруды, где еще лет 10 назад жили крестьяне, пасли скот и ловили рыбу. Почувствовать близость объекта можно и сейчас по горьковатому запаху, что доносит ветер с южной стороны.
Недалеко от пруда дымят две мобильные установки, чем-то напоминающие крематорий. Изготовлены на фирмах Dow Chemical и Monsanto, которые, собственно, и занимались производством ядохимикатов в 1960 и 1970-е годы. Технология проста. Грунт срезают на глубину до трех метров и загружают в печи для термической обработки. При температуре около 1 тыс. градусов диоксин то ли выгорает, то ли теряет свои свойства. В прошлом году американский посол Тэд Осиус и его муж, то есть партнер по гей-браку Клейтон Бонд, стоя на куче золы и шлака, рекламировали «продукт», как хороший наполнитель и удобрение. Говорят, через пару месяцев президент Дональд Трамп пришлет в Ханой другого посла.
Первая фаза очистки завершена. Она стоила 100 млн долл., охватила 19 га, сожгли 90 тыс. куб м грунта – половину из того, что намечено. На очереди бывшие военные базы – «Бьенхоа», что в 30 км от Сайгона (провинция Донгнай), и «Фукат» в Куиньоне (провинция Биньдинь). Там концентрация отравляющих веществ превышает норму в десятки раз. Кстати, это курортное место, весьма популярное у туристов. Эксперты подсчитали, на очистку потребуется 500 млн долл. Обама, встречаясь с президентом Чыонг Тан Шангом в 2013 году, обещал финансирование. Но когда это было… И кто знает, что думает по этому поводу Трамп. В Дананге его будет ждать новый президент Чан Дай Куанг.
Еще одна вечная тема – судьба пленных и пропавших без вести. Ее Вашингтон ставит в качестве главного условия для отмены эмбарго. По спискам Пентагона, в джунглях Индокитая пропало без вести 2264 солдата, из них на Вьетнам приходятся 1654. Поиски ведутся уже более 30 лет. Найденные останки в пластиковых мешках везут на Гавайи, где проводят генетический анализ. Удалось опознать и отправить на родину для захоронения 177 человек. Но ходят слухи, что во Вьетнаме все еще остаются пленные. Заседают комиссии, снимаются фильмы, снаряжаются экспедиции…
Долгие годы ими руководил уполномоченный президента – отставной генерал Джон Весси. Все шло своим чередом, пока из Москвы не сообщили, что Дмитрий Волкогонов нашел в архивах ЦК КПСС бумагу, где говорится, что в конце 1972 года в тюрьмах Вьетнама находились 1205 американцев. Эта цифра намного превышала ту, что давала вьетнамская сторона. Ханой утверждал: после Парижских соглашений в 1973 году он освободил всех – 591 человека. Кстати, в этой группе был и сенатор Джон Маккейн.
Вьетнам назвал информацию Волкогонова «грубой фальшивкой» и обиделся на Москву. Сейчас в живых нет ни Весси, ни Волкогонова. Но дело их живет. В Россию по-прежнему наезжают американцы в надежде что-нибудь узнать еще. Последняя встреча прошла в Министерстве обороны РФ 20 февраля. Глава делегации – полковник армии США Кристофер Форбс сказал, что доволен работой совместной комиссии, но поиски во Вьетнаме будут продолжены.
Испокон веку Дананг, то ли в силу своего нахождения, то ли так завещано судьбой, играл роль магнита, куда тянуло иноземцев. В Средние века в этих широтах хозяйничали китайские и японские пираты, и город представал некой Тортугой, жившей по законам берегового братства. Потом здесь появились первые миссионеры из ордена иезуитов и оранжистов. В 1858 году французы вместе с испанцами атаковали Дананг. Именно отсюда пошла колонизация. Жорж Буланже, несостоявшийся диктатор Франции, приказал переименовать город в Туран, каким он и оставался до 1945 года. Нет сомнения, 2017-й впишет еще одну страницу в историю города и Вьетнама.
Дананг–Москва