Чем ближе президентские выборы, тем активнее электорат. Фото с сайта www.vb.kg
В Киргизии 19 ноября 2017 года состоятся президентские выборы. Несмотря на конституционную реформу, президентское кресло в республике по-прежнему останется наиболее престижным – уменьшение полномочий уменьшает и ответственность, а срок пребывания на президентском посту достаточен, чтобы в полной мере насладиться почетным положением.
Киргизия, став независимой, приобрела шансы превратиться в успешную аграрно-промышленную республику, стать привлекательным финансовым, туристическим и транзитным центром. Однако в течение последних 25 лет страна пережила две насильственные смены власти, масштабные межэтнические конфликты и целый ряд иных жестких потрясений. Безусловно, не все зависело от самой Киргизии – малым странам, тем более запертым в регионе, в условиях глобализации и регионализации невозможно существовать автономно. Однако списывать неудачи исключительно на «внешний фактор» – удобно, но бессмысленно.
В 1998 году Киргизия первой из бывших республик СССР вступила в ВТО – на крайне невыгодных для себя условиях, упразднив протекционистские меры в отношении экономически значимых секторов: сельского хозяйства, промышленного производства, финансовой сферы. Это привело к их деградации и оттоку экономически активного населения. Взамен появилась экономическая система, базирующаяся в большей степени на нелегальном реэкспорте товаров из Китая.
В таком состоянии Киргизия в августе 2015 года стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня оценки населения свидетельствуют о том, что пока подавляющая его часть не ощутила значительных положительных результатов, за исключением улучшения положения трудовых мигрантов по сравнению с гражданами иных среднеазиатских государств, работающих в Белоруссии, Казахстане и России. Это улучшение – объективно важный, но недостаточный факт в пользу евразийской интеграции. И сегодня мы наблюдаем попытки некоторых киргизских политиков переложить на интеграционные структуры, и главным образом на Россию, ответственность за перманентный внутриполитический кризис в Киргизии, что, мягко говоря, не радует Москву.
Но не все выглядит так плохо. Например, 15 февраля в Бишкеке состоялся форум «Интеграционные процессы в рамках ЕАЭС». В списке приглашенных участников значились такие политики, как Темир Сариев, Омурбек Бабанов, Омурбек Текебаев, Бакыт Торобаев, Канатбек Исаев, Каныбек Иманалиев, Ахматбек Кельдибеков, Камчыбек Ташиев, Эльмира Ибраимова, Аликбек Джекшенкулов. Все они обладают президентскими амбициями, и местные журналисты окрестили мероприятие «смотринами»: оно имело цель продемонстрировать, что оппозиционные партии, представляющие как север, так и юг, едины в поддержке членства Киргизии в ЕАЭС, которое один из основных докладчиков – Сариев – назвал «исторически правильным и политически выверенным шагом». Также прозвучало, что само членство в ЕАЭС не является панацеей от существующих болезней экономики Киргизии, никто их за самих киргизов решать не будет – все проблемы должны решать сами. Сложно сказать, достигло ли упомянутое выше мероприятие своих целей – среди участников не оказалось, например, Бабанова и ряда других самодостаточных политиков. То есть о единстве оппозиционных политических сил говорить как минимум преждевременно.
Угроза очередной дестабилизации обстановки в Киргизии, к сожалению, до сих пор никуда не делась, хотя и стала несколько меньше. При этом налицо есть и положительные изменения: на предстоящих выборах электорат будет голосовать, как и прежде, согласно географической и родоплеменной принадлежности. Однако важно отметить то, что за последние годы увеличилось количество «северян», которые согласятся, если новым президентом станет «южанин». Также и среди «южан» выросло количество тех, кто согласится с победой на президентских выборах представителя севера. То есть дилемма север–юг по-прежнему сохранилась, но она не является уже настолько острой. Пожалуй, это главное отличие от ситуации 2011 года.
Другой особенностью предстоящих выборов является то, что в этот раз будет не два, а три центра силы: нынешняя власть, представители юга и представители севера. Принципиально понимать, что ни один из перечисленных центров силы не сможет самостоятельно добиться успеха. Если не взять это понимание за аксиому, можно смело прогнозировать угрозу очередной дестабилизации.
К сожалению, шоу с Омурбеком Текебаевым, организованное действующей властью, не внушает оптимизма. Напомним, лидера партии «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева арестовали 26 февраля по обвинению в коррупции. В частности, Генпрокуратура утверждает, что Текебаев, будучи председателем Временного правительства, получил от российского бизнесмена Леонида Маевского 1 млн долл. За эту сумму политик якобы обещал свое покровительство бизнесмену, а также допуск к управлению ЗАО «Альфа Телеком». В Бишкеке в поддержку Текебаева начались митинги.
До ареста Текебаева его политические и финансовые ресурсы были откровенно слабые, олигархи отошли, электорат устал от него, он превратился в откровенного политикана и всем надоел, то есть никакой угрозы действующей власти не представлял. После ареста, совершенного «случайно» накануне официального визита российского президента в Киргизию, Текебаев не стал более весомой фигурой, хотя и испытал всплеск популярности.
Чего добилась от этого инцидента команда президента Алмазбека Атамбаева? Расчет был на то, чтобы использовать официальный визит Владимира Путина для вовлечения в киргизские внутриполитические разборки? Если это была попытка «продемонстрировать абсолютное владение ситуацией в своей стране», то несколько странная, надо сказать, победа. Намного убедительней тот факт, что после декабрьских выборов в местные органы власти в семи городах Киргизии до сих пор не выбраны мэры. Это говорит о том, что правящая СДПК испытывает на местах серьезные трудности.
Очевидно, что на предстоящих президентских выборах возможность использования административного ресурса действующей властью будет весьма ограниченной. Попытка фальсифицировать результаты голосования может вообще стать самоубийственной. Также очевидно, что возможность разрешить политический конфликт силовым способом у действующей власти также отсутствует. Одно дело – «кошмарить» никому не нужного Текебаева, совсем иное – попытаться наехать на более серьезные внутренние политические силы: недолго стать киргизским Януковичем.
В этих не являющихся секретом обстоятельствах, чтобы пытаться во внутриполитических разборках привлечь на свою сторону российского президента, воспользовавшись его официальным визитом, нужно как минимум относиться к нему как к явному «лоху». Но что сделано, то сделано.
Вызывает много вопросов и сам сюжет: некто депутат (хоть и бывший) Государственной думы, коммунист (звучит гордо), свободно разъезжающий по миру с миллионом долларов кешем, дает взятку иностранному должностному лицу, потом забывает, потом вспоминает, и его заявление становится основанием для уголовного преследования оппозиционного политика. О существовании последнего если кто и знал в России, то давно забыл. Свободная пресса подхватывает этот «сюжет», и вот уже оказывается, что это ФСБ РФ отправило Леонида Маевского в Бишкек. Интересно, на кого этот бред рассчитан? Или, возможно, это являлось рекламой политической системы РФ, которую возглавляет Владимир Путин? Такой своеобразный подарок: вы нам 200 млн долл. в качестве технической помощи на поставку оборудования и программ для разрешения вопросов интеграции Киргизии в Евразийский экономический союз, а мы вам арестованного накануне Омурбека Текебаева.
Желание Алмазбека Атамбаева продлить жизнь в политике понятно, как и то, что для этого вовсе не обязательно занимать официальную должность, важно расставить надежных людей и создать механизм контроля над их действиями. Однако в этом плане как раз и существуют проблемы: лишь теоретически список кандидатов от власти может быть очень длинным, но на самом деле он весьма ограничен. Наиболее предпочтительным для Атамбаева на посту президента мог бы быть нынешний мэр Бишкека Албек Ибраимов, или недавно назначенный на должность руководителя аппарата президента Киргизии Сапар Исаков, или Абдиль Сегизбаев, нынешний руководитель ГКНБ, а также глава Российско-кыргызского фонда развития Кубанычбек Кулматов. Но все перечисленные не имеют шанса самостоятельно победить. Несколько большие шансы имеет нынешний премьер-министр Сооронбай Жээнбеков. Однако и его шансы весьма ограничены, да и для действующего президента кандидатура менее приемлемая, чем вышеперечисленные господа.
Все остальные кандидаты, включая Бабанова, Сариева, Торобаева, шансы которых достаточно высоки, в свою очередь, не могут победить без поддержки действующего президента. То есть необходим компромисс.
На мой взгляд, понимание этого и сложность процесса выработки предварительных договоренностей по поводу распределения властных полномочий после президентских выборов, является причиной столь раннего начала предвыборной кампании. На кону не только президентское кресло, но и не менее важные вопросы о том, кто впоследствии займет посты премьер-министра, спикера парламента и ряда ключевых должностей в исполнительной ветви власти. Кто из названных претендентов будет готов взять на себя гарантии ныне действующему президенту в вопросах его безопасности (в широком понимании), и самое главное – соблюсти их? Вопрос сложный. Можно по-разному относиться к этому, но, на мой взгляд, без внешнего участия политическая элита Киргизии не сможет самостоятельно решить этот вопрос.
Несмотря на то что Киригзия является независимым государством, объективная слабость его государственных институтов заставляет потенциальных кандидатов искать внешнюю политическую поддержку. Ни ЕС, ни Китай, ни США не будут напрямую участвовать в решении этого вопроса. Им это нужно еще меньше, чем РФ, являющейся действительно единственной, кто заинтересован в том, чтобы в этот раз не повторился насильственный сценарий транзита власти.
При этом РФ вовсе не намерена поддерживать иждивенческие настроения, имеющие место в умах целого ряда представителей киргизской элиты – в конце концов, кто бы ни стал новым президентом Киргизии, ситуация в ее экономике и сфере безопасности позволит Москве договориться с любым победителем. Однако для меня также очевидно, что Россия не будет поддерживать тех кандидатов, которые явно уязвимы с точки зрения иного внешнего воздействия. К сожалению, пока существует фактор напряженности между США и Россией, Россией и Германией, Россией и Саудовской Аравией и Катаром, те киргизские политики, которые могут быть управляемыми оттуда, нвряд ли будут поддержаны российской стороной.
По моему убеждению, лучшим вариантом для Бишкека будет, если на выборах победит конгломерат представителей юга и севера, на который в результате консультаций согласится Атамбаев и который не будет вызывать неприятия со стороны РФ. Это требует ответственного отношения киргизской элиты и качества предвыборных кампаний кандидатов в президенты, так как в этот раз фальсифицировать результаты выборов не удастся.