На Юзовском металлургическом заводе в Донецке введено внешнее управление. Фото РИА Новости
С 1 марта Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР) ввели внешнее управление на предприятиях, находящихся под украинской юрисдикцией на территориях, неподконтрольных Киеву. Данное решение стало реакцией на блокаду, которую устроили радикалы Донбассу, препятствуя поставкам угля на украинскую территорию.
С апреля 2014 года, несмотря на военные действия и отсутствие прогресса на переговорах о мирном разрешении конфликта, часть предприятий, расположенных на территории Донбасса, продолжали платить налоги в украинский бюджет. Этот фактор позволял рассматривать неподконтрольные территории в качестве составной части единой экономической системы, тем самым сохраняя территориальную целостность украинского государства. После решения властей Донбасса установить контроль над предприятиями, прекратить перечисление налогов в украинский бюджет и после вытеснения украинской национальной валюты можно говорить о выходе Донбасса из состава Украины.
Изначально блокада Донбасса была направлена на решение внутриполитических задач. Радикальные националистические партии стремились ослабить позиции президента и премьер-министра. В решении этой задачи предполагалось развалить парламентскую коалицию и добиться проведения досрочных парламентских выборов. Заинтересованность в осуществлении подобного сценария определялась падением рейтинга президента и правительства, которых критикуют за отсутствие прорыва во внешней политике, ухудшение экономической ситуации и нерешительность в отношении Донбасса. В борьбе за власть националисты готовы пожертвовать экономикой, перекрыв поставки угля с неподконтрольных территорий. При этом тех, кто осуществляет блокаду Донбасса, не интересуют экономические потери, которые несет экономика Украины, и как это скажется в будущем на ее промышленности, энергетике, финансовой и социальной сферах.
Задача по дискредитации украинских властей частично была решена, поскольку президент и правительство продемонстрировали свое бессилие, ограничившись лишь призывами восстановить поставки угля. Это создает условия для дальнейшего давления националистических сил на президента и правительство, добивающихся проведения досрочных выборов в парламент. Тем более что в апреле исполнится год работы правительства, которое может лишиться поддержки Верховной рады.
Блокада Донбасса может рассматриваться в качестве шагов по вытеснению Донбасса из состава Украины. Среди представителей националистических партий и в высоких кабинетах в Киеве сложились схожие оценки в отношении перспектив Донбасса, который мешает созданию украинского государства.
События последних месяцев сформировали новую расстановку сил. Активизировался переговорный процесс среди политических сил, готовых принять участие в досрочных выборах в парламент. Поиск потенциальных партнеров и расчет возможной электоральной поддержки сформировали несколько групп радикальных националистов, которые готовы бороться за места в парламенте. Так, намерены расширить сотрудничество радикальные националистические партии «Свобода» и «Национальный корпус». Лидер «Самопомощи» не исключает сотрудничества с бывшим главой Одесской области Михаилом Саакашвили, который создал новую партию. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которая имеет один из высоких рейтингов, готова вступить в борьбу самостоятельно.
Большинство политических сил не утруждают себя поиском креативных идей и разработкой программ экономического развития. Ставка делается на эксплуатацию антироссийской темы, которая давно используется большинством политических сил. Подобная ситуация связана с отсутствием у лидеров националистических партий, правительства и президента представлений о дальнейшем развитии Украины.
В последние годы националистические силы опираются на псевдопатриотическую риторику, что не только раскалывает общество, но и провоцирует новые конфликты, лишая страну возможностей для стабильного политического развития. С другой стороны, украинские элиты не собираются отказываться от подобной политики. Ставка на борьбу с Россией и ее политикой отвлекает украинское население от повседневных проблем, одновременно позволяя политикам снимать с себя ответственность за ситуацию в стране. Подобный путь Украина проходила 20 лет назад. Тогда причинами конфликтов выступали внутренние проблемы, которые политики использовали для укрепления своих позиций. В последние несколько лет украинская элита разыгрывает карту внешней угрозы, обвиняя Россию во всех социально-политических и экономических проблемах. Это единственная возможность для находящихся у власти политиков оправдать провалы в экономике и внешнеполитические просчеты, а также прикрыть неспособность предложить конструктивный план развития.
В Киеве не любят говорить о собственных просчетах во внутренней политике и предпочитают не замечать протестных настроений, усиливающихся в украинских регионах, которые пострадали от разрыва торгово-экономических связей с Россией. При этом финансовая помощь западных стран и международных финансовых структур дала краткосрочный эффект в поддержании стабильности в украинской экономике и одновременно увеличила внешний долг Украины. Кроме того, требования западных стран от Украины в экономической сфере и во внешней политике несоизмеримы с «выгодами», которые получал Киев. В свой актив украинские власти могут записать борьбу за возможность посещения без виз европейские страны и получение международных кредитов.
На Западе спокойно наблюдают за тем, как Украина последовательно утрачивает свои территории. Данная позиция исходит из того, что украинская экономика, несмотря на утрату значительной части своего потенциала, остается в сфере внимания западных государств. Соответственно решение задач по предоставлению кредитов, перераспределению собственности, проведению преобразований в промышленности, больше напоминающих деиндустриализацию, остается в фокусе внимания ЕС и США. Наконец, распад экономической системы тоже требует определенной «помощи», которая предопределяет переток финансовых ресурсов в западные страны. Решение этой задачи облегчают устремления националистических элит, которые не готовы отказаться от построения «правильного» украинского государства. Для них гораздо легче следовать в русле внешнеполитических интересов западных государств, которые умело пользуются внутриполитическими проблемами Украины.