Последний раз Николас Мадуро и Владимир Путин встречались на полях Международного энергетического конгресса в Стамбуле в октябре 2016 года. Фото Reuters
Потерпев в 1856 году поражение в Крымской войне, российское правительство нуждалось в прочном мире, укреплении своих внешнеполитических позиций. «Россия, – подчеркивал канцлер Александр Горчаков, – концентрируется». В рамках этой установки были и поиски новых партнеров, новых союзников. Именно в их число вскоре вошла Венесуэла, которая проявила инициативу в налаживании отношений с Россией. Первоисточником в этом деле стало послание президента Венесуэлы Хосе Монагаса, направленное Александру II. Кратко изложив ситуацию в Венесуэле и ее экономическое положение, он выразил уверенность, что царь даст согласие на открытие торговых и дружеских отношений между государствами.
Занятость более срочными делами несколько затянула процесс оформления отношений, однако это позволило «высветлить» и подчеркнуть те цели и принципы, которыми руководствовались обе стороны. В частности, Каракас ратовал за развитие торговых связей. Речь шла об экспорте одного из важнейших продуктов в тот период – кофе. Отвечая на эти призывы, Горчаков в одном из своих писем в посольство России в Париже (через который и пошли дальнейшие переговоры) подчеркивал, что торговля между странами должна развиваться на принципах полного равенства сторон.
Формализация межгосударственных отношений состоялась в феврале 1857 года, когда царь направил ответное послание Монагасу. «Мы, – сообщал он, – с удовольствием изъявляем вам уверение в готовности Нашей содействовать всему, что может упрочить приязнь между Нашими подданными и Республикой Венесуэла». Такая формулировка, выраженная российским сувереном, означала признание Россией Венесуэлы. Этот шаг вместе с тем знаменовал собой отход царского правительства от практиковавшегося им до этого признания только монархических режимов.
Обе стороны окончательно договорились о принципах равенства и взаимной выгоды в развитии торговли, готовности принимать у себя суда обеих стран. Россия и Венесуэла выражали желание установить и дипломатические отношения. Впрочем, в последующие годы добиться полного выполнения заключенных соглашений и намерений не удалось – сказывалась как географическая дальность, так и отсутствие практики и должного количества торговых судов дальнего плавания.
В 1878 году консулом Венесуэлы в Петербурге был назначен Павел Буре – владелец часовой фирмы, почетный гражданин русской столицы. Оценивая заслуги и роль Горчакова, правительство Венесуэлы наградило его самой высокой наградой – медалью с изображением Симона Боливара (согласно тогдашнему порядку, царь разрешил канцлеру принять эту награду).
После Великой Октябрьской революции связи с Латинской Америкой оказались на время потерянными. Взятый большевистским правительством курс на мировую революцию и деятельность Коминтерна вызывали обоснованную настороженность у стран региона. Так, советско-венесуэльские отношения могли пойти по совсем другому пути, если бы в 1926–1929 годах руководство этой организации оказало помощь Революционной партии Венесуэлы, готовящей вооруженное восстание. Впрочем, советская сторона на это не пошла.
В годы Второй мировой войны мощная волна антифашистской солидарности, прокатившаяся в странах Латинской Америки, не обошла стороной и Венесуэлу, народ которой выражал свою поддержку Советскому Союзу в его борьбе против фашистской Германии. 10 марта 1945 года правительство Венесуэлы сообщило послу СССР в Вашингтоне Андрею Громыко о своем желании установить нормальные дипломатические отношения с СССР. Через несколько дней он заявил венесуэльскому послу в США Диохенесу Эскаланте о согласии советской стороны с предложением Каракаса.
Начало холодной войны и подъем антикоммунистических настроений в Западном полушарии привели к приостановке отношений в 1952-м. Их восстановление произошло спустя 18 лет. И все же, несмотря на некоторую нормализацию, двустороннее сотрудничество оставалось слаборазвитым даже после распада Советского Союза. Новый импульс ему придала радикальная смена внешнеполитического курса Венесуэлы после прихода к власти Уго Чавеса. Напряженность с США заставляла Каракас искать союзников, которые могли бы противостоять американской военной и экономической мощи. Москва с ее ресурсами, влиянием на международной арене стала естественным выбором венесуэльского руководства.
Сразу же наметились основные сферы сотрудничества. В разное время Каракас приобрел боевые самолеты Су-30, танки Т-72, бронемашины БМП-3 и БТР-80, системы противовоздушной обороны С-300, партию автоматов Калашникова (АК-103), также была куплена лицензия на постройку завода по производству российского стрелкового оружия в Венесуэле. Общая стоимость военных контрактов составила 11 млрд долл.
Популярности российского оружия у венесуэльской стороны способствовала готовность Москвы осуществлять поставки в кредит – по сей день задолженность Каракаса оценивается по меньшей мере в 3 млрд долл. Кроме того, Россия оказывает послепродажное обслуживание своей техники – в частности, в Венесуэле создан сервисный центр по ремонту вертолетов.
Другой сферой сотрудничества стала нефть. Российские нефтяные гиганты получили лицензии на разработку месторождений в Венесуэле. В ноябре 2004 года между двумя странами было подписано соглашение о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса. А еще через четыре года на территории Венесуэлы был создан Национальный нефтяной консорциум, в который вошли ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-BP» (позже была поглощена «Роснефтью») и ОАО «Сургутнефтегаз».
Работа российских нефтяных компаний в Венесуэле несет в себе ряд трудностей. Проекты требуют больших вложений, добываемые сорта нефти трудно перерабатывать, они нуждаются в постройке нефтеперерабатывающего завода, что влечет за собой дополнительные расходы. ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз», не готовые к работе на перспективу, ушли из страны. И все же благодаря усилиям оставшихся компаний в 2015 году Россия вышла на первое место по добыче нефти среди стран, участвующих в разработке черного золота в Венесуэле, опередив конкурентов из Китая.
Между Москвой и Каракасом подписано соглашение о строительстве атомной станции и исследовательского реактора в Венесуэле, создан российско-венесуэльский банк. Активно развивается научное и культурное сотрудничество, подписано соглашение о взаимном признании документов об образовании.
Особый статус российско-венесуэльские отношения получили после усиления напряженности между Москвой и Западом. Стремясь улучшить свои позиции, российское руководство активизировало военно-политическое сближение с латиноамериканской страной. Перелет в Венесуэлу стратегических бомбардировщиков Ту-160 и поход к ее берегам военных кораблей российского флота в 2008 году ознаменовали новый этап в отношениях. В том же году Венесуэлу с официальным визитом посетил тогдашний президент Дмитрий Медведев, которому была вручена высшая награда Боливарианской Республики – орден Симона Боливара. Двумя годами позже ее удостоился и Владимир Путин. Качественное изменение двусторонних отношений подчеркнул и Чавес, заявив о существовании стратегического альянса между странами.
Сблизились позиции государств на международной арене. Нельзя не отметить поддержку, оказанную Каракасом в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии. Венесуэльское правительство одобряет вхождение Крыма в состав России и полностью разделяет точку зрения Москвы на украинский кризис. Разумеется, содействие со стороны боливарианского правительства не стоит переоценивать. Так, стратегический альянс между странами не помешал Каракасу поддержать Минск в нефтяном конфликте с Москвой в 2010-м. И все же Венесуэла стала проводником российских интересов в Латинской Америке и способствовала укреплению позиций Москвы в регионе.
Серьезным испытанием российской политики в Венесуэле стал уход из жизни Чавеса, который совпал с экономическим кризисом в латиноамериканской стране. Падение уровня жизни заметно ослабило позиции правительства – общественная поддержка действующего президента Николаса Мадуро не превышает и 25%, политический вес набрала оппозиция. В условиях экономической и политической нестабильности встает вопрос о перспективах двустороннего сотрудничества и безопасности российских активов в стране.
Возможная смена власти (оппозиция уже получила контроль над парламентом) может привести к пересмотру российско-венесуэльских отношений. В частности, могут быть свернуты программы военно-технического сотрудничества. Возрастают риски и для российских нефтяных компаний, работающих в Венесуэле. Впрочем, их сохранность в некоторой степени гарантируется вкладом, вносимым ими в развитие энергетического комплекса Каракаса.
И все же, несмотря на все сложности, сотрудничество с одним из самых влиятельных и богатых природными ресурсами государств в регионе нуждается в развитии. Богатый опыт и традиции российской политики в Латинской Америке позволяют рассчитывать на продолжение дружеского характера российско-венесуэльских отношений.