По словам Ангелы Меркель, без России сейчас трудно решать проблемы безопасности. Фото Reuters
Недавно мне довелось дискутировать с известным в прошлом журналистом из ГДР Франком Шуманном. Он прославился тем, что опубликовал в свое время последнее интервью с Эрихом Хонеккером, многолетним руководителем ГДР и СЕПГ. Сейчас он издатель в издательстве Edition Ost, входящем в группу Eulenspiegel. Тема диалога касалась состояния отношений ФРГ и России. Разговор был откровенный, и у меня не было оснований ему не доверять, поскольку в прошлом мы оба состояли в братских партиях, а Франк был к тому же функционером СЕПГ.
Основной лейтмотив дискуссии сводился к тому, что мое утверждение о «прощании России с Европой» Франк оспаривал в том смысле, что не Россия прощается, а Европа разводится с Россией. В пользу его версии свидетельствует, в частности, Белая книга германского правительства, изданная в июле прошлого года. Напомним, что так называется в Германии документ, содержащий основные направления военно-политической стратегии страны. Первая немецкая Белая книга появилась в 1969 году. В 1970-е ее переписывали чуть ли не каждый год, но предыдущий раз только в 2006-м. Кризис вокруг Украины интерпретируется в Белой книге как отход России от тесного партнерства с Западом и выдвигает на первый план стратегическое соперничество между ними. В международном плане Россия позиционирует себя как самостоятельный центр с глобальными претензиями.
С точки зрения немецких политиков, если Россия не изменит радикально курс, то она станет вызовом для безопасности на континенте. Собственно говоря, все санкции и усиление вооруженного контингента НАТО на границах с Россией и призваны принудить ее изменить курс. Этой же цели служит попытка изоляции России на мировой арене, к которой относится исключение Москвы из «большой восьмерки». Наиболее жесткими сторонниками исключения, как известно, были канадский премьер и немецкий канцлер.
Возникает вопрос: а можно ли изолировать такую крупную страну в сегодняшнем мире? В той же Белой книге отмечается, что «Европу с Россией связывает, как и прежде, широкий спектр совместных интересов и отношений. В качестве самого крупного соседа ЕС и постоянного члена Совета Безопасности ООН на Россию и в региональном, и в глобальном аспекте ложится особая ответственность при преодолении совместных вызовов и международных кризисов. Поэтому, делается вывод: «постоянная безопасность и процветание (имеется в виду экономическое) в Европе и для Европы также и в будущем без надежной кооперации с Россией невозможно гарантировать». Важным является признание необходимости решения проблемы безопасности на Европейском континенте. Однако содержащаяся в Белой книге оговорка, требующая не создания новой системы коллективной безопасности в Европе, а соблюдения существующих правил и принципов, сводит практически на нет важнейшее условие для налаживания сотрудничества на континенте и, по сути дела, закладывает основу для конфронтации в плане принуждения России к изменению нынешнего внешне- и внутриполитического вектора вплоть до смены руководства страны.
Экономические аспекты «развода»
Казалось бы, Франк прав. Европа, и прежде всего Германия, не нуждаются в России, и вся политика действующего немецкого правительства направлена на свертывание сотрудничества со ставшим вдруг не очень удобным партнером на Востоке. Как пишет государственное немецкое агентство Deutsche Welle (DW), «страны бывшего Советского Союза продолжают терять значение для немецкого бизнеса: объемы экспортно-импортных операций с крупнейшими государствами региона, за исключением Украины, вновь серьезно сократились. Об этом свидетельствуют данные Федерального статистического ведомства ФРГ за первое полугодие 2016 года. Судя по официальной статистике, ухудшение всех важнейших показателей зафиксировано в бизнесе с Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Белоруссией. Многие страны региона «продолжают страдать от слабости российской экономики и падения цен на сырье», отмечается в сообщении для прессы Восточного комитета.
Важнейшим деловым партнером Германии в регионе была и остается Россия, но бизнес с ней сокращается с 2012 года. В первом полугодии 2016 года внешнеторговый оборот вновь снизился на 14% – до 22,3 млрд евро. При этом импорт из России сократился на 21% – до 12,2 млрд евро, что объясняется не столько уменьшением физических объемов, сколько падением цен на основные российские экспортные товары – нефть и газ. В 2015 году, по данным Восточного комитета, Россия опустилась в рейтинге важных зарубежных рынков на 15-е место. Предполагалось, что планировавшееся подписание соглашения о свободной торговле приведет к многостороннему экономическому росту, и в этом плане Россия должна была откатиться в экономических интересах Германии во вторую и даже в третью десятку. Конечно, оставался еще газовый импорт, который покрывает сейчас около трети потребностей Европы в голубом топливе, а для многих стран, особенно в Восточной Европе, достигает 100%.
В отношении потребностей Европы в газе имеется значительный разнобой в оценках. По данным, приведенным Владимиром Дребенцовым, главным экономистом по России и странам СНГ компании BP на семинаре «Инфраструктура европейского рынка газа: реалии и перспективы», проходившем в рамках форума «Нефтегазовый диалог» в ИМЭМО РАН в конце прошлого года, к 2035 году потребности Европы в газе будут колебаться от 300 до 500 млрд куб. м в год. Такое расхождение показателей зависит от реализации программы развития альтернативных источников энергии и климатических изменений, а также от степени и скорости истощения собственных европейских запасов газа. Импортная газовая инфраструктура Европы опирается на трубопроводы и регазификационные терминалы для сжиженного газа. Сейчас в Европе имеющиеся терминалы используются только на 25%, но строительство их продолжается. Понятно, что стратегией Европы является, возможно, полная диверсификация поставок, и прежде всего за счет американского сжиженного газа.
Исход борьбы за газовый рынок континента предсказать трудно, поскольку в ней значительным фактором являются и экономические, и политические аспекты. Ведь запасы сланцевого газа в США (на что сейчас делают ставки европейские политики) могут уступить в плане конкурентоспособности российскому (преимущественно трубопроводному) или истощиться. Либо Европа примет решение о закупках преимущественно сжиженного природного газа, пусть и по завышенным ценам, как это сейчас делает Литва.
Фактор новой Америки
Конечно, в планах европейских политиков многое изменил приход к власти в США республиканца Трампа. Новый американский президент, судя по всему, похоронил идею трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. И это обстоятельство серьезно сужает возможности для экспансии немецкого бизнеса в США. Поэтому экономический интерес к России может снова возрасти в первую очередь у среднего бизнеса (крупный бизнес и так активен на российском рынке, используя такие формы, как локализация производства), который способен не только продавать, но и инвестировать. Несомненно, деловые круги Германии (особенно крупный бизнес) серьезно озабочены протекционистским курсом Трампа и ждут реальных проблем для немецких компаний.
DW приводит цитаты представителей германского делового мира. «Я рекомендую своим коллегам-предпринимателям: будьте бдительны», – заявил в интервью Suddeutsche Zeitung Дитер Кемпф, президент Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) – головного объединения промышленников и предпринимателей ФРГ. «Нам грозит торгово-экономическая война с Америкой», – предупредил со страниц Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung глава Немецкого института экономических исследований (DIW) Марсель Фрацшер. А крупнейшая деловая газета Handelsblatt посвятила надвигающемуся конфликту многостраничное приложение под общей шапкой: «Америка: друг, ставший чужим».
Можно предположить, что Владимир Путин был не одинок в своем определении современного мира как многополярного. И в этом плане приход Трампа к власти в крупнейшей пока экономической державе свидетельствует, что это не случайность, а закономерность. Вопрос, учтет ли Германия (а вместе с ней и Европа) новые тенденции мирового развития, даст ответ и на перспективы экономического и политического будущего Европы и Германии. Во всяком случае, без России, вернее – без многопланового сотрудничества в политической и экономической сферах, это будущее представляется маловероятным.
Судя по всему, канцлер Ангела Меркель начинает отдавать себе отчет в складывающейся ситуации. Наверное, этим можно объяснить ее нынешнюю несколько более сдержанную риторику в отношении Москвы. Как она сказала на Мюнхенской конференции по безопасности, отношения Евросоюза с РФ остаются сложными, но сотрудничать с Москвой необходимо, чтобы бороться с терроризмом. «Совместная борьба против исламского терроризма – это сфера, в которой у нас одинаковые интересы и в которой мы можем работать вместе», – подчеркнула Меркель.