Глава МИД ФРГ выступил в роли хозяина форума ОБСЕ. Фото Reuters
Декабрьская встреча министров иностранных дел Организации по безопаснеости и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Гамбурге под председательством главы МИД ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера прошла буднично и даже скучно. Настолько скучно, что комментатор журнала Spiegel, который считается своего рода эталоном политической журналистики, сравнил ее с сырой и промозглой гамбургской погодой. Но, наверное, еще точнее характеризует заседание главных дипломатов стран ОБСЕ отсутствие заключительного коммюнике (последний подобный документ принимался в 2002 году).
Штайнмайер привычно покритиковал Россию за «аннексию» Крыма и уже в который раз констатировал отсутствие у конфликтующих сторон в Украине воли к мирному процессу. Собственно говоря, так же буднично и завершилось годичное немецкое руководство этой важнейшей и, по сути дела, единственной на сегодня крупнейшей международной организации, которая может предложить и организовать всесторонний диалог по проблемам политики безопасности от Ванкувера до Владивостока. Вообще сейчас это практически единственная европейская организация, где Россия может вести равноправный диалог и сотрудничать в вопросах, касающихся судеб Европы со своими оппонентами из других государств. Ведь в нее наряду с Россией и США входят еще 57 государств – другими словами, список внушительный.
Однако многое в реализации заложенных в ее уставе потенциальных возможностей зависит от руководства этой организации. Не случайно поэтому в начале председательства ФРГ мировая общественность и немецкие внешнеполитические эксперты возлагали на него определенные надежды. Помимо того что у руля ОБСЕ с января встал Штайнмайер, опытный немецкий дипломат Гернот Эрлер, в прошлом занимавший важные посты в одной из крупнейших политических партий Германии – Социал-демократической (СДПГ) – и в германском МИДе, получил новое назначение – уполномоченного по ОБСЕ. Сейчас он также отвечает от правительства ФРГ за межобщественное сотрудничество с Россией, странами Центральной Азии и «Восточного партнерства». Понятно, что он хорошо владеет проблематикой взаимоотношений России с Европой. Сам Эрлер, определяя центры тяжести в деятельности ОБСЕ, назвал в одном из интервью международный терроризм, организованную преступность, нелегальную торговлю наркотиками, киберпреступность и торговлю людьми.
Затем он, правда, добавил к этому перечню необходимость прекращения боевых действий на востоке Украины, поиска политического решения и начала переговорного процесса с Россией о мерах доверия.
Подводя итоги, отметим, что пока главное поле борьбы с международным терроризмом находится на территории Сирии, где идет многолетняя гражданская война. Сейчас она в основном сводится к противостоянию международной коалиции во главе с США, российскими ВКС и сирийской армией, поддерживаемой Ираном и ливанской «Хезболлой», c различными международными террористическими группировками, часть из которых постоянно меняет ориентацию, то примыкая к «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), то провозглашая себя независимыми оппонентами режиму Башара Асада и получая за счет этого оружие и деньги от западных государств.
Функции Германии в этом процессе довольно ограниченны, поскольку в борьбе с ИГ немцы непосредственно не участвуют. А относительно массированной гуманитарной помощи, якобы оказываемой ЕС сирийцам, о чем на последнем саммите ЕС в Брюсселе рассуждала канцлер ФРГ Ангела Меркель, в сирийском Алеппо, где до последнего времени шли ожесточенные уличные бои, по сообщениям сирийской армии, контролирующей сейчас там ситуацию, ничего не известно. Единственное, что объединило европейских лидеров в борьбе с международным терроризмом, так это… осуждение России и Ирана как «союзников диктатора Асада». Впрочем, ни Меркель, ни французский президент Франсуа Олланд, уже испытавшие на себе исламистский террор, очевидно не понимают, что господствовавшая в Алеппо «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России), как считают эксперты, в силу своей сетевой оргструктуры как раз и представляет сейчас и для Европы, и для России наибольшую опасность.
Украинский фактор, и прежде всего выполнение Минских договоренностей, играли на протяжении всего срока немецкого председательства в ОБСЕ одну из ведущих ролей. Однако трудно сказать, что позитивного внесла Германия в процесс мирного урегулирования. Разве что Минские соглашения формально все еще признаются всеми сторонами. Нелишне напомнить в связи с этим, что в ходе недавнего телефонного разговора Владимира Путина с Ангелой Меркель в центре внимания как раз стояла проблема «мирного урегулирования внутриукраинского конфликта», в ходе которого была отмечена необходимость «активизации усилий по всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей». Однако призыв российского президента относительно «прекращения киевскими силовиками провокационных обстрелов населенных пунктов Донбасса, а также «снятия социально-экономической блокады региона и налаживания прямого диалога Киева с Донецком и Луганском» не нашел отклика у канцлера. А ведь все это прописано в «дорожной карте».
То, что Россия не является прямым участником переговоров в данном формате, а Минский процесс совершенно очевидно тормозится Киевом, не помешало Меркель и Олланду инициировать продление антироссийских санкций. В Гамбурге Штайнмайер заявил, что «ОБСЕ не располагает возможностями принудить конфликтующие стороны к миру». Но ведь санкции продлеваются только в отношении России.
Единственным новшеством по сравнению с началом немецкого председательства в ОБСЕ стала идея возобновления диалога об обычных вооружениях. В 1970-е годы эта проблема стояла на повестке дня организации, которая считается предшественницей ОБСЕ и раньше называлась Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Судя по беседам с немецкими дипломатами в Москве, Германия придает этой теме большое значение и скорее всего будет пытаться поставить ее на повестку дня в 2017 году. Позиция Германии в этом вопросе обусловлена прежде всего пропагандистским давлением ее партнеров по ЕС – Польши и балтийских государств, которые пытаются разыграть в своих интересах карту российской военной угрозы. Пока подобные химеры приводят к наращиванию обычных вооружений на границах с Россией. Но при этом совершенно упускаются из виду попытки США нарушить ядерный паритет с помощью европейской ПРО, которая теперь уже окончательно определилась со своим целевым предназначением – российскими межконтинентальными ракетами. Попытки автора указать собеседникам на эти нюансы парировались утверждением, что эта тема, мол, вне компетенции европейских государств, хотя система ПРО размещается в европейских странах.
Правда, сам Штайнмайер, если верить Spiegel, не считает прошедший год потерянным. Он указывает на то, что ОБСЕ при активном участии немецких политиков удалось предотвратить разгорание очагов конфликта вокруг Нагорного Карабаха и Приднестровья. Глава МИД ФРГ назвал это «маленьким успехом».