В этом году Синдзо Абэ и Владимир Путин уже встречались четыре раза. Фото Reuters
Долгожданный визит Владимира Путина в Японию состоится 15–16 декабря. Откладывавшийся японской стороной почти три года вояж будет иметь большое значение не только для Москвы и Токио, но также для Пекина и Вашингтона. В течение всего этого времени премьер-министр Синдзо Абэ тщательно выстраивал стратегию возвращения Японии четырех островов Южных Курил (северных территорий, по японской терминологии), которыми, по мнению японских политиков, Россия как преемница СССР владеет незаконно. В связи с этим японскими СМИ и экспертами муссируются разные варианты этой стратегии, но их суть остается единой – Токио должен требовать возвращения всех четырех спорных островов. На сегодняшний день это наибольший политический приоритет Абэ.
Развитие событий как в двусторонних российско-японских отношениях, так и за их пределами в самое последнее время поубавили его оптимизм, но не энтузиазм в отношении решения этой сложной проблемы. Надежду ему дает перспектива остаться в кресле премьер-министра на третий трехлетний срок – до 2021 года. А также предположение, что и в эти годы в качестве российского президента его партнером в этом деле останется Путин, с которым он уже перешел на «ты». На него лидер Японии делает главную и единственную ставку.
Очевидно, что в своей партии с Путиным японский премьер в текущем году пытается разыграть экономический гамбит. В отличие от 1990-х годов, когда Токио жестко увязывал экономику и политику, ставя деловое сотрудничество в зависимость от уступок Москвы в территориальном споре, Абэ поменял местами эти два компонента взаимодействия с Россией, преследуя все ту же цель – решение на приемлемых для Японии условиях проблемы северных территорий. Судя по всему, в этом и заключается его «новый подход» к решению указанной проблемы. Так, Japan Times откровенно пишет: «Абэ предложил Путину в мае план из восьми пунктов как часть двустороннего экономического сотрудничества, отражая надежду правительства, что финансовая помощь смажет колеса дискуссии в территориальном споре». Однако среди японских политиков и экспертов растет беспокойство по поводу того, что Россия, получив от Японии широкое экономическое сотрудничество в виде плана из восьми пунктов, предложенного Абэ, не пойдет ни на какие уступки в территориальном споре.
Та же Japan Times поместила карикатуру, в которой русский медведь, обняв одной лапой Абэ, другой вытаскивает у него из заднего кармана пачку денег с надписью «японские инвестиции». Испуганный премьер при этом держит в руках смятую карту с изображением северных территорий с пометкой «решение территориальной проблемы». Подозрение в том, что Москва использует мирный договор с Японией в виде приманки для извлечения экономических дивидендов в отношениях с Токио, высказывает известный специалист по России Сигэки Хакамада.
В своих публикациях он называет мирный договор с Россией «морковкой перед лошадью» и делает вывод, что Москва будет затягивать его заключение, чтобы получить от Токио как можно больше экономической помощи. Правда, газета «Санкэйсимбун», наоборот, уподобляет приманке план самого Абэ и тоже высказывает опасения, что развитие экономического сотрудничества Японии с Россией приведет к застою в территориальных переговорах, а сама Россия эту приманку «съест и сбежит», то есть, получив от Японии экономические блага, не отдаст взамен острова.
Как далее будут соотноситься политика и экономика в двусторонних отношениях, можно будет судить после встречи Путина и Абэ. Однако реализация даже десятка проектов, о которых лидеры договорятся в Токио, вряд ли сделает погоду в экономических связях. Они переживают серьезный обвал в торговле (сократилась в 2015 году на 30% – до 21,3 млрд долл.) и падение и без того не бог весть какой суммы прямых накопленных инвестиций Японии в России (снизились с 2,7 млрд долл. в 2012 году до 1,3 млрд в 2015-м).
Проблема мирного договора вкупе с территориальным вопросом, судя по всему, еще неопределенно долго будет оставаться в повестке российско-японского взаимодействия. Наряду с официальной позицией в отношении территориального спора в Японии есть и точка зрения, что наша страна должна вернуть не только острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи, но все Курильские острова. То есть вернуться к положению, существовавшему до Русско-японской войны 1904–1905 годов.
Выразителем такой точки зрения является Коммунистическая партия Японии (КПЯ), которая требует вернуть всю Курильскую гряду, называя ее японским именем Тисима. Подробная аргументация требования изложена в своего рода территориальном манифесте коммунистов под названием «Как прорвать тупик в территориальных переговорах», приуроченном к 60-й годовщине Совместной Декларации СССР и Японии. В нем говорится, что на предстоящих 15 декабря переговорах лидеров Японии и России территориальная проблема станет ключевой, критикуются подходы к этой проблеме Абэ и предлагается решить ее поэтапно. На первом этапе, по мнению КПЯ, необходимо добиваться скорейшего возвращения островов Хабомаи и Шикотан, которые она считает частью Хоккайдо. При этом она предлагает заключить с Россией промежуточный договор о дружбе. А на втором этапе подписать уже сам мирный договор на основе полного возвращения Японии архипелага Тисима.
Стоит отметить, что на современных японских картах Южные Курилы, на которые официально претендует Япония, окрашены в цвет ее территории, а вот Курильские острова к северу от них, а также Южный Сахалин отмечены не цветом России (хотя и не Японии), а неким третьим цветом. Тем самым как бы резервируется возможность со временем вернуться к вопросу о принадлежности и этих территорий тоже.
Дальнейшее продвижение к решению территориальной проблемы и заключению мирного договора, как и в прошлые десятилетия, во многом будет зависеть от позиции США. Неожиданная победа Дональда Трампа на выборах президента США стала для Абэ шоком еще и потому, что спутала ему карты в кропотливо выстраиваемой им партии с Путиным, где на кону стоят спорные острова. Причем накануне решающих ходов. Токио опасался, что Вашингтон может помешать его попыткам решить проблему северных территорий с помощью предложения Москве пакета экономического сотрудничества на фоне санкций Запада. Не случайно Абэ пик своей деятельности по сближению с Путиным приурочил к президентским выборам в США, полагая, что в это время Обаме будет не до российско-японских отношений.
Двоякое воздействие на них может иметь фактор Трампа. С одной стороны, в Токио растут ожидания, что Японии будет легче добиться прогресса в переговорах с Россией благодаря продемонстрированному желанию Трампа наладить отношения с Москвой. С другой – эксперты обеспокоены тем, что если улучшатся отношения с США, то интерес Путина к Японии может ослабеть.
Зам. генсека правящей Либерально-демократической партии Хакубун Симомура заявил, что если Абэ не удастся достичь прогресса в территориальном споре, когда он будет принимать Путина, то его решение «навсегда станет невозможным». По словам политика, на встрече Абэ с Путиным в Лиме 19 ноября на полях саммита АТЭС позиция России изменилась по сравнению с переговорами двух лидеров во Владивостоке в сентябре.
В территориальной партии Абэ с Путиным просматривается также китайская мотивация. Наиболее серьезной угрозой безопасности в Токио считают Китай с его растущей военной мощью и наступательной деятельностью на морях Восточной Азии. По мнению экспертов, Москва, несмотря на сближение с Пекином, также обеспокоена потенциальной китайской угрозой, что делает Россию более сговорчивой в территориальном споре с Японией. Как пишет «Майнитисимбун», в надежде решить этот спор Абэ делает ставку еще на один козырь – совместную, как он полагает, озабоченность тягой Китая к доминированию в регионе. По мнению газеты, Китай и Россия усиливают военные контакты, и Япония, используя план экономического сотрудничества, намерена вбить клин в отношения между Москвой и Пекином.
Как полагают японские аналитики, решение территориальной проблемы в отношениях с Японией откроет для России более широкое пространство для маневра в экономических связях с Китаем. Деловое издание Nikkei на этот счет пишет: «Улучшение в российско-японских отношениях даст России возможность диверсифицировать пункты продаж нефти, природного газа и других энергоресурсов, а также сократит нынешний риск быть принужденной продавать их Китаю по низким ценам». Газета обращает внимание на то, что в условиях неопределенности позиции Трампа в отношении Китая и возможности более близких связей между Токио и Москвой Си Цзиньпин совершил неожиданный шаг на саммите АТЭС в Лиме: он провел 10-минутную беседу с Абэ, которого ранее демонстративно игнорировал. Это свидетельствует об обеспокоенности китайского лидера возможным сближением Японии и России.
Таким образом, результаты островной партии Абэ–Путин могут иметь далеко идущие последствия не только для двусторонних отношений, но и для расстановки сил в треугольнике Россия–Япония–Китай при решающем участии США. Не исключено, однако, что после очередных ходов, сделанных на декабрьской встрече, в этой партии обе стороны возьмут тайм-аут. Токио пауза потребуется, чтобы осмыслить тот факт, что в новой концепции внешней политики, подписанной президентом РФ, по сравнению с ее версией 2013 года исчезло упоминание о продолжении диалога о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов.