Петр Порошенко комфортно чувтсвовал себя в компании Жан-Клода Юнкера и Дональда Туска. Фото Reuters
Украина не оставляет попыток добиться от ЕС согласия предоставить украинским гражданам безвизовый режим. Эта тема вновь обсуждалась на саммите Украина–ЕС, который прошел в конце ноября 2016 года. Несмотря на настойчивость Киева, Брюссель ограничился лишь заявлениями о готовности решить этот вопрос в ближайшее время.
Проблема создания безвизового режима для граждан Украины имеет длительную историю. Диалог между Украиной и ЕС о либерализации визового режима начался в 2008 году, когда у власти находился Виктор Ющенко. Затем, в ноябре 2010 года, ЕС предложил Украине план действий для получения безвизового режима. В том же году украинское правительство одобрило программу интеграции в ЕС, рассчитывая в перспективе добиться ассоциированного членства и отмены визового режима.
Настойчивость Киева в получении безвизового режима во многом основывается на заявлениях представителей Брюсселя, которые на протяжении ряда лет выражали готовность решить данный вопрос. Подобные обещания сформировали неоправданно высокие ожидания у части украинского населения. Пропагандистский лозунг о демократических преобразованиях и устранении барьеров на пути поездок украинцев в Европу стал одним из ключевых факторов консолидации сторонников евроинтеграции на рубеже 2013–2014 годов. Этот тезис активно использовали лидеры оппозиции, увязывая решение данного вопроса с устранением с политической арены Виктора Януковича и его окружения. В то же время представители ЕС уклонялись от конкретики, предпочитая оперировать общими заявлениями, которые не имели юридической силы.
После государственного переворота вопрос о предоставлении возможности украинцам без виз посещать ЕС приобрел внутриполитическое звучание. Украинские власти использовали его для обоснования внешнеполитического разворота Украины в сторону Брюсселя. Предоставление безвизового режима украинцам стало рассматриваться украинскими властями в качестве ключевой задачи внешней политики. Исходя из этого, украинские власти настойчиво добивались от Брюсселя принятия соответствующего решения, в то время как ЕС и не планирует выполнять обещания, постоянно откладывая рассмотрение данного вопроса.
Продвижению ЕС своих интересов на Украине способствует расстановка сил на Украине. Президент, представители парламента и правительства являются сторонниками расширения сотрудничества с ЕС, рассматривая это как важнейший фактор создания независимого украинского государства. Подобная позиция значительно облегчает ЕС задачу по реализации своей политики. Брюсселю остается лишь выделять Киеву относительно небольшие финансовые средства и сохранять высокий уровень политического взаимодействия, подкрепляя все это политической демагогией о поддержке Украины. Так, в ходе саммита представители ЕС заявили о готовности выделить Украине 120 млн евро на продолжение реформ в сфере государственного управления и противодействия коррупции.
Важным механизмом продвижения ЕС своих интересов выступает энергетическое сотрудничество, которому в Брюсселе уделяют большое внимание. Этот вопрос получил развитие на саммите, в ходе которого был подписан документ о стратегическом партнерстве в энергетической сфере совместно с Европейским сообществом по атомной энергии. Меморандум рассчитан на 10 лет и предполагает дальнейшую интеграцию Украины в единое европейское энергетическое пространство. Одним из направлений энергетического сотрудничества, которое продвигает ЕС, является идея создания альтернативных маршрутов для поставок газа на территорию Украины. Прежде всего речь идет о строительстве газопроводов, идущих на Украину из европейских стран. В 2015 году Украина импортировала из Европы 10,3 млрд куб. м газа, в то время как из России – лишь 6,1 млрд куб. м газа, хотя и в первом, и во втором случае речь идет о российском газе. Несмотря на виртуальный характер поставок и сомнительные финансовые выгоды, украинские власти поддерживают политику ЕС.
Как показал прошедший саммит, Киев по-прежнему стремится максимально подстраивать внутреннюю и внешнюю политику под интересы ЕС, который, в свою очередь, превратил Украину в государство, призванное обслуживать интересы Брюсселя. Заинтересованность ЕС в расширении сотрудничества с Украиной заключается в том, чтобы еще больше ослабить российско-украинские отношения. Для этого ЕС использует мощный пропагандистский ресурс. В частности, европейцы активно поддерживают интерес украинской стороны к расширению сотрудничества с Брюсселем, не прекращая переговорный процесс о будущем членстве Киева в ЕС.
ЕС сумел навязать украинской стороне повестку дня, которая содержит вопросы, не имеющие отношения к экономике и решению внутренних проблем. Так, разворот Киева в сторону Брюсселя привел к значительным потерям украинской стороны. Речь идет о резком сокращении украинского ВВП, утрате российского рынка, нарастании социально-экономических проблем. Подобная ситуация устраивает ЕС, для которого важно поддерживать в Киеве проевропейские настроения и в тоже время не допустить окончательного падения украинской экономики и смены политической элиты, которая находится у власти в последние годы.
В целом политика ЕС в отношении Украины сохраняет преемственность. Обещания о введении безвизового режима, оказании экономической помощи остаются на бумаге. Средства, выделяемые европейскими странами, идут на латание дыр в экономике украинского государства.
Каждый из сменяющих друг друга украинских президентов примерял к себе лавры евроинтегратора, рассчитывая добиться от ЕС значительного прогресса в реализации данных обещаний. Однако Брюссель не рассматривал всерьез достигнутые договоренности, постоянно выдвигая Украине новые требования. Подобная политика стала возможна в силу экономической и политической несамостоятельности Киева. В итоге основной задачей Украины в отношениях с европейскими странами по-прежнему выступают вопросы визового режима и получения финансовой помощи, притом что многие жизненно важные вопросы развития Украины игнорируются.