Наблюдателям ОБСЕ, похоже, еще долго придется ездить в Донбасс. Фото со страницы миссии ОБСЕ в Украине в Facebook
Состоявшаяся в середине октября встреча «нормандской четверки», в которую входят лидеры России, Украины, Франции и Германии, вывела переговорный процесс из тупика. Такое заявление по итогам встречи сделали ее участники. Кроме того, было принято решение разработать «дорожную карту» по имплементации Минских соглашений. По мнению участников переговоров, это должно оказать положительное влияние на урегулирование конфликта в Донбассе.
Другой темой встречи «нормандской четверки» стало обсуждение возможного расширения деятельности миссии ОБСЕ в зоне конфликта. Однако интерпретации результатов обсуждения данной проблемы разошлись достаточно сильно. Официальный Киев заявил о возможности введения в зону конфликта полицейской миссии под эгидой ОБСЕ. В свою очередь, главы Франции и Германии, а также российский президент указали на необходимость выполнения ряда условий, связанных с реализацией подписанных ранее документов.
Несмотря на положительные оценки, которые прозвучали в отношении октябрьской встречи лидеров четырех государств, встреча «нормандской четверки», как и решение о разработке «дорожной карты», стоит рассматривать в качестве тактических шагов, которые кардинально не изменили ситуацию. На пути урегулирования конфликта в Донбассе по-прежнему стоят разные интересы основных участников переговорного процесса. Россия настаивает на том, что Украина должна принять закон об особом статусе Донбасса, провести местные выборы и лишь затем речь может идти о восстановлении Киевом контроля над государственной границей. Украинская сторона придерживается иной точки зрения, отмечая приоритетность восстановления контроля над границей и разоружения всех вооруженных формирований. Лишь после выполнения этих условий украинские власти готовы провести выборы в Донбассе в местные органы власти.
Отсутствие у Киева реальной заинтересованности выполнять Минские соглашения подтверждают заявления, сделанные представителями администрации украинского президента после встречи «нормандской четверки». Требования, выдвигаемые Киевом к содержанию «дорожной карты», практически невыполнимы. По мнению украинской стороны, в этом документе должны быть отражены механизмы восстановления контроля над границей. Кроме того, Киев намерен настаивать на роспуске государственных структур, созданных в ЛНР и ДНР, освобождении всех военнослужащих и выводе с «оккупированных» территорий российских войск. Лишь после этого украинская сторона готова обсуждать проведение местных выборов. Наконец, в Киеве не видят лидеров ЛНР и ДНР в качестве партнеров на переговорах, подчеркивая, что все вопросы должны решаться в украинском парламенте.
Подобные заявления отражают изменение позиции украинского президента, который, на словах поддерживая Минские соглашения, проводит курс на их невыполнение. К этому его подталкивает позиция Верховной рады, в которой основные политические силы не поддерживают выполнение пунктов, которые отражены в подписанных документах. Неудачные попытки Петра Порошенко добиться от Верховной рады поддержки в выполнении пунктов Минских соглашений уступили место политике лавирования. Украинский президент пытается удовлетворить требования политических сил внутри страны, одновременно поддерживая предложения западных стран по урегулированию конфликта. Впрочем, основные политические силы также заняли выжидательную позицию, отдавая отчет, что выполнение Минских соглашений спровоцирует политический кризис, который может завершиться досрочными парламентскими или президентскими выборами.
В таком развитии ситуации не заинтересованы основные политические силы, которые утратили поддержку электората. Большинство опросов показывает, что активные политические «тяжеловесы», как «Батькивщина» и «Оппозиционный блок», не набирают и 20% поддержки избирателей, притом что на западе и востоке страны значительно усилились протестные настроения. «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко, «Блок Петра Порошенко», «Солидарность» могут рассчитывать не более чем на 10% поддержки избирателей. При таком уровне поддержки проведение досрочных парламентских и тем более президентских выборов может проходить только в случае кардинальных изменений в социально-экономической или политической сфере.
Особняком стоит партия «Народный фронт» бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. С его уходом с поста главы правительства партия, которая и прежде имела невысокий уровень поддержки, окончательно скатилась на обочину политической жизни. Это заставляет бывших соратников Яценюка пытаться сохранить свои позиции в политике, инициируя новые политические проекты.
В итоге украинский президент, который не располагает реальными возможностями реализовать положения Минских соглашений, и политические силы заинтересованы воздержаться от принятия решений по Донбассу. Основное внимание уделяется решению тактических вопросов, связанных с разведением сил в зоне конфликта, а также продолжением переговорного процесса по вопросам обмена лиц, которые удерживаются в плену сторонами конфликта.
Европейские страны и США тоже устраивает ситуация, сложившаяся в Украине. Конфликт на востоке Украины позволяет западным странам влиять на политику Киева, оказывая давление на украинские власти. В свою очередь, российская сторона последовательно придерживается курса на выполнение Минских соглашений, которые удерживают конфликтующие стороны от возобновления военных действий.
Отсутствие у стран, входящих в «нормандскую четверку», стратегии решения конфликта, который используется каждой из сторон в реализации внешнеполитического курса, не позволяет ожидать выполнения Минских соглашений. Это вынуждает «нормандскую четверку» инициировать выработку новых документов. В этом контексте разработка «дорожной карты» может затянуться, тем самым сохраняя неопределенность в разрешении конфликта в Донбассе.