Клинтон довольна своими рейтингами: за три недели до выборов она опережает Трампа почти на 6 процентных пунктов. Фото Reuters
19 октября состоится третий и решающий раунд дебатов, на котором вновь схлестнутся кандидаты в президенты США Дональд Трамп и Хиллари Клинтон. Вне зависимости от их исхода, можно с высокой долей вероятности прогнозировать, что следующим президентом Америки станет именно Клинтон. И во многом ее победу обусловил как раз ее соперник Трамп, от которого к концу кампании отвернулись даже некоторые высокопоставленные представители Республиканской партии.
Показательно, что во время кампании социология серьезного перевеса в пользу Клинтон не фиксировала. До некоторого времени кандидаты шли скорее на равных позициях. Очевидно, впрочем, что участие в кампании Трампа всколыхнуло некие глубинные процессы в американском обществе, которые мало отразились в цифрах, но, что называется, витают в воздухе.
Агиткампания Трампа, без преувеличения, разделила страну на два лагеря, в какой-то мере расколола американское общество. Популистские, хоть и малореализуемые на практике заявления помогли кандидату от Республиканской партии заинтересовать живущих в бедности американцев. За него, скорее по инерции, видимо, проголосуют и убежденные сторонники этой партии. С ремаркой, что, мол, голосуем за партию, а не за кандидата.
Однако ключевое не это, а то, что Трамп наглядно продемонстрировал: в Америке, построенной на принципах равенства, демократии и свободы, построенной мигрантами, националистические и шовинистические идеи, противоречащие Конституции, получили поддержку определенной части населения. «Построй стену, построй стену!» – на глазах корреспондента «НГ» кричала толпа на митинге в поддержку Трампа в городе Честер (Пенсильвания). В беседе с журналистами сторонники Трампа подчеркивают, что для них эта идея не буквальная, а символическая. Символизирует она усталость от нелегальной миграции.
Это создало Трампу имидж расиста в довесок к имиджу гомофоба, хотя прямых заявлений, дискриминирующих эти меньшинства, политик не делал. Чего не скажешь о его позиции в отношении женщин – оппоненты миллиардера припомнили ему все высказывания о слабом поле. Будучи бизнесменом, он не стеснялся в выражениях и сравнивал женщин со свиньями. Ну а последней каплей в этом ключе явилось обнародование его высказываний, где он признался, что использует свое положение, чтобы затаскивать женщин в постель. После этого от поддержки Трампа отказались даже такие видные деятели Республиканской партии, как Джон Маккейн. Менее известные, но не менее видные республиканцы в беседе с «НГ» рассказывали, что до последнего боролись против выдвижения Трампа кандидатом от их партии.
С другой стороны, рядовые американцы, которые недовольны заявлениями миллиардера, в выражении своей позиции не стесняются, и в этом плане грядущие выборы действительно будут самыми уникальными по накалу страстей, причем в самом негативном ключе.
Скажем, в ходе социального эксперимента попытка агитировать за Трампа в разных районах Лос-Анджелеса обернулась скандалом. Известный блогер Джо Сэладс на снятом скрытой камерой видео показал, что на плакат с Трампом люди реагировали крайне нервно, обвиняя Сэладса в агитации «за придурка и расиста». Владельцы торговых точек при попытке встать с плакатом, на котором написано «Трамп», вызывали полицию. В неблагополучных районах с преобладающей частью афроамериканского населения дело доходило до рукоприкладства: у блогера в лучшем случае вырывали плакат, в худшем пытались бить, а он убегал. По мнению экспертов, все это свидетельствует о том, что афроамериканцы, равно как и секс-меньшинства, в 99% случаев не будут голосовать за кандидата-республиканца.
Однако отдадут ли они свой голос за Клинтон? В этом, пожалуй, главная интрига предвыборной кампании. Ведь не секрет, что экс-госсекретарь любимицей публики, не считая, конечно, прослойки демократического электората, также не является. К ней за четверть века нахождения во власти у общества накопилось огромное количество претензий. Главную из которых неумело пытался выразить Трамп во время дебатов и митингов, дескать, не сумели сделать за 25 лет, так почему думаете, удастся сейчас? И при сильном сопернике-республиканце этот аргумент мог бы если не оказаться решающим, то точно повесить выигрыш Клинтон на волосок.
Но в нынешней ситуации Трамп невольно, похоже, сделал все, чтобы сплотить электорат вокруг своего оппонента. Пытаясь проявить себя великодушным и отказавшись от популистских заявлений и прямых оскорблений, он с треском проиграл первые дебаты и неуверенно выглядел на вторых. Когда же пытался говорить, то ряд его тезисов вызывали истерический смех у зрителей – например, в кинотеатре города Коламбус (Огайо), где за дебатами наблюдал корреспондент «НГ». Да и другие площадки не стали исключением. Не случайно в многочисленных пародиях на дебаты персонаж Клинтон великодушно передавал свое время Трампу, указывая, что каждое сказанное им слово дает новые голоса для демократов. А на заключительную ремарку ведущего героиня Хиллари отвечает вопросом: «А мы можем провести выборы прямо сейчас?», давая понять, насколько все хорошо для нее складывается во время этой кампании.
Непопулярность Трампа и Хиллари среди американцев наиболее отчетливо можно проследить, изучив настроение местной молодежи. Своим предпочитаемым политиком юные американцы, причем и республиканцы, и демократы, не сговариваясь, объявили представителя Либертарианской партии Гэри Джонсона.
Джонсон, как известно, сможет баллотироваться во всех 50 штатах США. Неожиданный успех Либертарианской партии, которую он представляет, вызвал вопрос и о том, какой процент их кандидат сможет набрать по итогам выборов. Напомним, что наиболее успешным независимым кандидатом в современной истории Америки был техасский миллиардер Росс Перо. По итогам выборов 1992 года он набрал около 19% голосов, победу же тогда одержал муж нынешнего кандидата Билл Клинтон.
Как подчеркивают эксперты, рейтинг Перо на тот момент был даже ниже, чем нынешний рейтинг Джонсона. Его росту способствуют прежде всего претензии к кандидатам от республиканцев и демократов. Корреспондент «НГ» убедился в этом, посетив государственный университет штата Огайо. Традиционный метод опроса – за Трампа или Клинтон, в данном случае не сработал. «Я буду голосовать за Гэри Джонсона, он клевый, – заявил первый же опрошенный студент Ник Картер. Другой студент, Кейден Маккинси, отвечая на вопрос «НГ», сказал, что он хоть и республиканец и, видимо, отдаст голос Трампу, с большей охотой проголосовал бы за Джонсона.
Трамп в студенческой среде, впрочем, непопулярен. Ряд случайным образом отобранных студентов заявили в беседе, что «поддерживают демократов» или «за Хиллари Клинтон», но сделали это без особого энтузиазма. Упоминание же о Джонсоне оживило всех без исключения – собеседники «НГ» выразили готовность проголосовать именно за него, если бы у него были реальные шансы на победу. И причин тому несколько.
«Мне очень близка его повестка. Он за легализацию марихуаны, я тоже. Поддерживает гей-браки, минимальное вмешательство государства в экономику и в дела других стран. Я хочу жить в такой Америке», – говорит Маккинси. «Я хотел бы видеть кандидата, который не является воплощением истеблишмента, а это только Джонсон», – добавляет Картер.
Дело в том, что Клинтон молодежь «своей» в этом плане не считает. За 24 года во власти, по расхожему мнению, она оторвалась от народа и является представителем скорее элиты, нежели американского большинства. То же касается и Трампа: хоть он популист и говорит то, что люди хотят слышать, он точно не свой, а представитель бизнес-истеблишмента. Из системных политиков «своим» многие называли также Берни Сандерса до того, как он выбыл из президентской гонки.
С другой стороны, несмотря на относительную популярность Джонсона, СМИ указывают, что его компетентности явно недостаточно для того, чтобы всерьез бороться за президентский пост. Как пишет Chicago Tribune, и Джонсон, и выдвигающаяся на президентский пост представитель «зеленых» Джилл Стайн были бы, мягко говоря, «ужасными президентами». Газета указывает, что хотя в речах Джонсона есть моменты, которые нравятся публике, его попытка казаться «своим парнем» зашла слишком далеко. Так, в своем нашумевшем интервью Джонсон, отвечая на вопрос ведущего о ситуации в сирийском Алеппо, спросил: «А Алеппо – это что?»
Многим понравилось его демонстративное желание сосредоточиться на внутренних проблемах Америки, однако, по мнению газеты, такие ответы свидетельствуют как минимум о полной некомпетентности кандидата на президентский пост в вопросах внешней политики. У самого Джонсона, естественно, другое мнение: в своей колонке в New York Times, написанной по итогам дебатов, он вновь напомнил американцам о наличии «третьего пути», который олицетворяет он сам. И заключается он, по словам либертарианца, в урезании налогов, уменьшении госаппарата и прекращении вмешательства Америки в дела других государств.
Удастся ли Джонсону достичь или даже превзойти результат Перо 1992 года, станет ясно уже совсем скоро. В беседе с «НГ» почетный профессор политических наук Университета штата Огайо Пол Бек не исключил такую возможность, сравнив Перо и Джонсона с поп-звездами. «В 1992 году молодежь голосовала за Перо по той же причине. Третьи кандидаты имеют привлекательность у юных избирателей, потому что позволяют себе говорить не то, что дома говорят их родители, прямо как поп-звезды. Для тех представителей молодого поколения, кто отказывается голосовать за Трампа, потому что он «ужасен», и за Клинтон, так как она не очень привлекательна как лидер, именно Джонсон становится наиболее удобным кандидатом».
С другой стороны, в весомый результат Джонсона, способный пошатнуть предвыборный расклад, эксперты не верят. Пока же интрига такая – насколько убедительной будет победа Клинтон. Ответ можно будет узнать совсем скоро, и не исключено, что он опровергнет все прогнозы. Предвыборная кампания в Америке настолько живая и непредсказуемая, что ожидать стоит любого сюрприза.
Вашингтон–Филадельфия–Коламбус