Болгаро-турецкая граница теперь будет под особо тщательным наблюдением. Фото Reuters
17–18 октября в Люксембурге состоится очередная встреча глав МИДа стран ЕС, на которой будет обсуждаться миграционная политика. Ее главные элементы – предотвращение нелегальной миграции, оказание беженцам гуманитарной помощи, укрепление внешних границ ЕС, а также высылка так называемых экономических мигрантов. Встреча предшествует саммиту ЕС 20–21 октября в Брюсселе, одним из вопросов которого заявлено облегчение миграционного бремени.
Акцент по-прежнему остается на сотрудничестве с Турцией. Уже почти год, как одним из основных направлений разрешения катастрофической ситуации является «разгрузка» миграционного потока в Европу за счет размещения беженцев на турецкой территории. Речь идет о программе финансовой поддержки Турции в размере 3 млрд евро. Деньги, по словам главы МИД Люксембурга Жана Ассельборна, выдаются «не президенту, не премьер-министру, не правительству Турции», а на размещение, обеспечение, интеграцию сирийских граждан, находящихся на турецкой территории, и новоприбывших. В марте было достигнуто соглашение, по которому Турция обязалась принимать обратно мигрантов из Греции и размещать их в специальных лагерях, финансирование которых также взял на себя ЕС. Взамен своих «услуг» Турция потребовала еще 3 млрд в качестве финансовой поддержки. Так Турция стала «фильтром» для потока нелегальных и легальных мигрантов на пути к границам ЕС и остается им до сих пор.
Акценты ЕС в вопросе миграции постепенно смещаются. В начале кризиса все внимание стран-участниц было сконцентрировано на приеме, размещении и спасении на море беженцев. Сегодня это в основном проблемы их реадмиссии, возвращения на родину и борьбы с преступным бизнесом, помогающим нелегалам попасть на территорию ЕС.
Поимка и возвращение экономических мигрантов – болевая точка миграционного вопроса. По данным агентства ЕС по безопасности внешних границ FRONTEX, 1,8 млн мигрантов оказались в Европе в прошлом году по поддельным документам или без них, выдавая себя за жителей горячих точек. Показатели за 2016 год превышают прошлогодние. Среди них как пострадавшие в ходе военных конфликтов, так и экономические мигранты, в общем потоке стремящиеся в Европу за лучшей жизнью. Нелегалы избегают пунктов официальной регистрации беженцев и ищут помощи у контрабандистов.
Один из самых сложных вопросов для службы пограничной охраны, по словам исполнительного директора FRONTEX Фабриса Леджери, в том, «как отделить настоящих людей, ищущих убежище и не имеющих документов по объективным причинам, от экономических мигрантов, пытающихся обмануть систему».
Напомним, что проблема неконтролируемой волны миграции впервые стала повесткой саммита ЕС весной 2015 года. Только по официальным данным ЕС, более 1 млн беженцев переправились в Европу через Грецию, Италию, Балканы. Почти 4 тыс. человек погибли в море, 150 тыс. были спасены службами пограничного контроля. Пытаясь взять под контроль ситуацию и равномерно распределить поток беженцев по странам ЕС, его руководители сначала предлагали ввести систему квот приема мигрантов: каждая страна должна была обустроить у себя фиксированное количество беженцев. Этому сразу и категорически воспротивились страны Восточной Европы, в первую очередь, участницы Вышеградской группы, мотивируя отказ социальной непривлекательностью своих стран для беженцев. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо выступил в ЕС жестко: «Миграционных мандатов не будет. Никто не может сказать Чешской Республике или Республике Словакии: вы должны принять столько-то мигрантов».
Консенсуса достичь было невозможно и было решено принять волонтерскую систему: каждая страна принимала решение по приему беженцев на своей территории самостоятельно. Однако Евросоюз дал настоятельные рекомендации странам-участницам. Эскалацию напряжения отображают цифры: если сперва было рекомендовано принимать по 40 тыс., то уже совсем скоро – по 120 тыс. беженцев. Правда, к консенсусу тут прийти даже не пытались. К ноябрю было разработано другое направление решения проблемы: Турция, отношения с которой у Брюсселя, правда, с очень большой натяжкой можно назвать стабильными.
На саммите стран перекрытого сейчас для мигрантов «балканского маршрута» в сентябре 2016 года канцлер Германии Ангела Меркель снова сделала акцент на необходимости полного перекрытия нелегальных миграционных каналов. Турецкую роль в этом плане сложно переоценить: еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что «выполнение соглашения ЕС–Турция является приоритетом и остается нашим планом А».
Вопрос о закрытии внешних границ ЕС, однако, по-прежнему не ставится – речь идет исключительно об их усиленном контроле. Еще на первом миграционном саммите было решено усилить береговую охрану. Основной упор операций «Тритон», «Посейдон», «София» у берегов Средиземного моря делался именно на это. Однако для спасения пострадавших на воде схемы этих операций зачастую не были приспособлены. Потому, например, итальянское правительство проводило свою операцию по спасению людей Mare Nostrum.
Логичным шагом стало решение ЕС о создании нового ведомства по охране внешних границ – Европейского агентства пограничной и береговой охраны. Оно создавалось в рекордно короткие сроки: проект был представлен в декабре прошлого года Еврокомиссии, а этим летом он был одобрен европейскими властными институтами. Хотя эксперты говорят, что это скорее реструктуризация уже существующего FRONTEX, выражающаяся, в частности, в расширении численности персонала и корректировке поставленных задач.
6 октября агентство приступило к охране рубежей ЕС вдоль 260-километровой границы между Болгарией и Турцией. Торжественная церемония состоялась на болгарском пограничном переходе «Капитан Андреево». Агентство будет оказывать содействие странам «первой линии», в которые попадают беженцы, направляющиеся в страны ЕС. Корпус будет состоять из 1,5 тыс. человек, делегируемых странами-членами и привлекаемых в случае необходимости как «силы быстрого реагирования». Он обладает необходимой техникой и оборудованием. Помимо наземных границ особое внимание будет уделяться защите водной акватории и прибрежных зон Греции и Италии. Новый корпус, по словам главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, будет находить «слабые точки» на границе и предпринимать действия упреждающего характера, чтобы избежать кризисной ситуации.
Такие страны, как Австрия, Дания, Германия, Швеция, ввели за последний год на своих границах выборочный пограничный контроль, чтобы избежать притока беженцев. Но такие меры противоречат принципам Шенгенской зоны, внутри которой пограничный контроль должен быть снят. Италия же заметно усилила пограничный контроль в своей прибрежной полосе. Создание нового европейского агентства позволит к концу года отказаться от мер пограничного контроля внутри Шенгенской зоны, оставив его лишь по периметру общей внешней границы стран-участниц.
Наблюдатели считают, что Европейское агентство пограничной и береговой охраны не решит всех проблем, связанных с притоком беженцев. Вместе с тем его создание расценивается как шаг европейской солидарности, столь необходимой в период нарастания внутренних противоречий в Евросоюзе.
Брюссель–Дюссельдорф