Договоренности Джона Керри и Сергея Лаврова по Сирии оказались «чрезвычайно хрупкими». Фото Reuters
Для ООН вся неделя, пока в стенах ее нью-йоркской штаб-квартиры на Ист-Ривер проходила общеполитическая дискуссия, была беспрецедентной по числу высказанных взаимных упреков, обвинений и угроз. Именно в тот день, когда начались ежегодные дебаты на сессии Генассамблеи с участием лидеров и высокопоставленных представителей 135 государств, из Сирии пришло сообщение об атаке на гуманитарный конвой ООН, груз которого предназначался жителям осажденного Алеппо.
Авиаудар США по позициям правительственных войск в Дейр-эз-Зоре и приписываемое Сирии или России уничтожение гумконвоя придали дискуссии особый накал. Большинство выступлений сводилось к тому, что события в Сирии перечеркивают договоренности о перемирии, достигнутые главой МИД РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри. Риторика западных партнеров в адрес России заметно ужесточилась. Они возложили на Москву ответственность за атаку на конвой, учитывая ее обязательство в рамках соглашения о перемирии прекратить любые операции с использованием авиации там, где доставляется гуманитарная помощь.
Парируя обвинения, Лавров заявил, что ни ВКС России, ни сирийские боевые самолеты не имеют к инциденту под Алеппо никакого отношения. «Наши военные уже сделали соответствующие заявления, что наша авиация там не работала. Сирийская авиация работать не могла, потому что атака на конвой произошла в темное время суток. Сирийские ВВС в это время не летают, у них таких возможностей нет, и атака произошла в тот момент, когда гуманитарный груз уже разгружался в Восточном Алеппо», – подчеркнул он.
Однако поставить вопрос об «ответственности России» – не только за эскалацию в Сирии, но и за другие кризисы – счел необходимым в своей речи на Генассамблее президент США Барак Обама. По его словам, Москва «пытается вернуть себе былое величие при помощи силы», игнорируя принципы международного права.
Выступивший после Обамы президент Франции Франсуа Олланд тоже заявил, что в продолжающейся шестой год войне виноваты режим Башара Асада и «те, кто за ним стоит». «Я обращаюсь к его иностранным союзникам, которых все здесь знают: они обязаны продавить мирное решение. В противном случае они будут нести ответственность вместе с режимом за раздел Сирии и за последующий хаос в ней», – предупредил он.
Но самым неожиданным свидетельством того, что Запад начинает новую дипломатическую атаку на Москву, стало колкое замечание Керри в адрес Лаврова на специальном заседании Совбеза по Ближнему Востоку. Госсекретарь сказал, что будто побывал в «параллельной вселенной», слушая речь российского министра о ситуации в Сирии.
Через два дня Лавров выступил на главной трибуне Генассамблеи и раскритиковал США, пусть и завуалированно. Он сравнил текущую политическую ситуацию с сатирой Джорджа Оруэлла «Скотный двор». «В сегодняшнем мире нельзя руководствоваться философией антигероев антиутопии Джорджа Оруэлла «Скотный двор», когда все равны, но кто-то «более равный», – заявил Лавров. – В просвещенном XXI веке просто неприлично поучать всех подряд, оставляя за собой право и на допинг, и на односторонние авантюры в обход ООН, и на геополитические эксперименты ценой в миллионы человеческих жизней».
Он не упустил возможность повторить обращенный к Вашингтону призыв разграничить сирийскую вооруженную оппозицию и террористические группировки. «Принципиально важно выполнить требование Совбеза ООН об отмежевании так называемой умеренной оппозиции от террористов, и здесь особая ответственность лежит на членах возглавляемой США коалиции», – заявил российский министр.
Накануне Лавров и Керри встретились с другими участниками Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Однако двухчасовые переговоры не увенчались прорывом. «Это была длинная, сложная, разочаровывающая встреча», – посетовал спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Его дополнил глава МИД Франции Жан-Марк Эйро: «Фактически мы присутствовали при перепалке между Сергеем Лавровым и Джоном Керри». А как писали нью-йоркские газеты, на заседаниях Совбеза и МГПС между «русскими и американцами искрило так, что сами участники заявляли об открытой схватке». И она не заставила себя долго ждать.
По инициативе США, Великобритании и Франции уже после отъезда из Нью-Йорка Лаврова СБ провел экстренное заседание, чтобы рассмотреть ситуацию в Алеппо, где возобновились полномасштабные боевые действия между правительственными войсками и оппозицией. Несмотря на то что срыву перемирия предшествовали многочисленные нарушения режима прекращения огня со стороны оппозиции, инициаторы заседания акцентировали на несоблюдении договоренностей Дамаском. Не менее серьезные обвинения были выдвинуты и в адрес Москвы. «То, что делает Россия, – это варварство, а не борьба с терроризмом», – прокомментировала события в Алеппо постпред США при ООН Саманта Пауэр.
Глава сирийской делегации Валид Муаллем был в центре внимания журналистов. Фото автора |
Перед заседанием США, ЕС, Великобритания, Франция, ФРГ и Италия выступили с совместным заявлением, возлагающим на Россию особую ответственность за переход от политического к силовому сценарию. «Чудовищные события в Сирии на этой неделе подтверждают: Россия должна доказать, что готова принять чрезвычайные меры для спасения дипломатических усилий», – говорится в документе.
На фоне давления со стороны Запада ощутимый удар по усилиям Москвы в сирийском конфликте нанесла так называемая умеренная оппозиция. В заявлении Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, объединяющей 30 группировок, говорилось о неприемлемости дальнейшего посредничества Москвы как «спонсора и партнера режима, совершающего преступления против нашего народа».
Кстати, в ходе разговора Керри с представителями сирийского гражданского общества на полях Генассамблеи госсекретарь «крайне удивил» собравшихся, предложив провести выборы, в которых граждане, если захотят, смогут проголосовать за отстранение от должности Асада. «Все, кто зарегистрировался в качестве беженца в любой точке мира, также имеют право голосовать, – цитирует Керри New York Times. – Станут ли эти люди голосовать за Асада? Вот чего он боится».
Но сирийцы выразили сомнения, что их соотечественники будут чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы высказаться против Асада. Они также усомнились в том, что Россия согласится на проведение подобных выборов.
Провал урегулирования в Сирии вызвал самый острый конфликт между Москвой и Вашингтоном со времен холодной войны. Откату в двусторонних отношениях способствовало заявление представителя Госдепа Джона Кирби, впервые пригрозившего Москве боевыми потерями и терактами в случае продолжения операции в Сирии. «Последствием станет то, что гражданская война в Сирии продолжится. И экстремисты по-прежнему будут пользоваться вакуумом, чтобы расширить свои операции, которые, без сомнения, будут направлены против российских интересов и, может быть, даже коснутся российских городов», – предрек Кирби. Особенно одиозно прозвучало его пророчество о том, что в случае продолжения военной операции в Сирии «Россия продолжит получать домой солдат в мешках и терять ресурсы». Кирби не исключил также уничтожения российских самолетов.
В связи с этим Лавров в интервью Би-би-си в минувшую пятницу заявил, что «это была совершенно неприемлемая угроза, и вполне возможно, что это был… сигнал, что те, кто хочет этим заняться, могут начать. Это совершенно неприемлемо и даже, я бы сказал, возмутительно».
В тот же день, а также в субботу вечером состоялись телефонные переговоры Лаврова с Керри, в ходе которых, как сообщил МИД РФ, обсуждались возможные совместные шаги по нормализации ситуации в Алеппо. Накануне представитель Госдепартамента Марк Тонер отметил, что Вашингтон по-прежнему находится «на грани» приостановки двусторонних контактов с Москвой по Сирии. По его словам, дипломатический процесс «подключен к аппарату жизнеобеспечения, однако еще жив».
Нью-Йорк–Москва