Синдзо Абэ возлагает большие надежды на декабрьский визит Владимира Путина. Фото Reuters
Глава Пентагона Эштон Картер на недавней встрече с военнослужащими в Северной Дакоте выразил мнение, что Россия не придерживается принципа сохранения ядерной стабильности в мире. Он заявил, что наша страна, так же как и Северная Корея, представляет ядерную угрозу для США. В последнее время оба государства выдвинулись в число приоритетов и во внешней политике Японии – важнейшего союзника США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Северная Корея рассматривается Токио как наиболее реальная ракетно-ядерная угроза, а вот слово «угроза» в отношении нашей страны практически исчезло из лексикона японских политиков с окончанием холодной войны и распадом Советского Союза. Причина нынешнего выхода России на передний план японской дипломатии кроется совсем в иной плоскости. Об этом свидетельствуют бурная дипломатическая деятельность премьер-министра Синдзо Абэ на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН, а также его программная речь на только что начавшейся сессии парламента страны.
Это была уже четвертая поездка Абэ в Нью-Йорк для участия в ГА, ставшая возможной в результате четырехлетнего пребывания в кресле премьера. Как отмечает газета Nikkey, Абэ использовал свое пятидневное пребывание в США для дипломатического наступления, добиваясь более жестких санкций в отношении КНДР и поддержки своим предстоящим переговорам с Россией. Львиная доля его выступления на пленарном заседании была посвящена ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР и призывам обуздать ядерные амбиции Пхеньяна в свете проведения им ядерного испытания в августе – второго за этот год. А на заключительной пресс-конференции он призвал Совет Безопасности к дополнительным репрессалиям в отношении Северной Кореи. Став непостоянным членом СБ в этом году, Токио намерен возглавить в рамках ООН деятельность по ликвидации северокорейского ракетно-ядерного потенциала.
Другой темой, муссируемой Абэ во время его дипломатических рандеву на полях ГА, были переговоры с Россией относительно Южных Курил (северных территорий, по японской терминологии), на которые претендует Япония. Вашингтон весьма обеспокоен активностью, развитой Абэ на российском направлении в последнее время с целью решения территориальной проблемы, поскольку считает, что тем самым Токио шагает не в ногу с остальными членами «большой семерки», обложившей санкциями Россию в связи с присоединением Крыма.
С целью развеять такие опасения Абэ имел встречу с вице-президентом США Джозефом Байденом. На ней была достигнута договоренность, что два союзника будут находиться в тесной связи по поводу диалога Японии с Россией. Абэ заверил, что, продвигая переговоры с Владимиром Путиным по территориальной проблеме, Токио сохранит санкции в координации с другими членами G7. Он также объяснил Байдену, что хочет решить спор с Россией – важнейшую двустороннюю проблему со времен Второй мировой войны – «серьезно» и что эта проблема может быть урегулирована только путем переговоров между лидерами двух стран. В результате американец выразил уверенность, что Абэ будет вести переговоры с Россией «осмотрительно».
Там же состоялись переговоры между министрами иностранных дел Сергеем Лавровым и Фумио Кисидой, в ходе которых была достигнута договоренность о подготовке к визиту в Японию в декабре Путина. Для этого, по информации из японских источников, Кисида приедет в Россию в конце октября. А по сообщению самого японского министра, в ноябре состоится поездка в Японию первого вице-премьера Игоря Шувалова для участия в заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. На нем Россия и Япония будут готовить экономическую часть визита Путина в Ямагути – родную префектуру Абэ. Судя по всему, на заседании стороны постараются деликатно обойти неловкую ситуацию, в которой оказался японский премьер, с одной стороны, предлагающий план экономического сотрудничества с Россией, а с другой – демонстрирующий США приверженность антироссийским санкциям. На встрече в Нью-Йорке Лавров и Кисида подтвердили также готовность координировать свою деятельность в ООН с целью принятия Совбезом резолюции о новых санкциях в отношении Пхеньяна.
Темы Северной Кореи и России были акцентированно обращены Абэ и к внутренней аудитории. Очертив «очередные задачи японской власти» на сессии парламента, открывшейся 26 сентября, он указал на необходимость решить главные проблемы в отношениях с этими странами. В отношении России премьер заявил, что полон желания заключить с ней мирный договор путем решения спора относительно северных территорий. Касаясь визита Путина, он выразил уверенность: «Переговоры будут продвинуты благодаря нашему лидерству».
А уже в ходе парламентских дебатов премьер заявил, что намерен добиваться заключения мирного договора с Россией на основе решения вопроса о принадлежности всех островов Южных Курил, и снова подтвердил, что будет тщательно обмениваться информацией об этих переговорах с США. Абэ также довел до сведения депутатов свое ощущение, что после переговоров с Путиным во Владивостоке по части решения территориальной проблемы «появилась перспектива продвижения вперед». Он заявил: «Продвигая двусторонние отношения в экономике и в широком круге других областей на основе национальных интересов, мы будем продолжать с российской стороной упорные переговоры в целях решения вопроса о принадлежности четырех островов».
А Yomiuri в своей редакционной статье 26 сентября обращает внимание на то, что Путин значительно укрепил свою власть в стране в результате недавних выборов в Госдуму, и призывает его воспользоваться этим обстоятельством, чтобы добиться консенсуса российской общественности в решении территориального спора с Японией. Какой консенсус имеет в виду газета, понятно, учитывая, что, по опросам общественного мнения, подавляющее большинство россиян выступает против передачи Японии в какой-либо форме Южных Курил.
Примечательно, что незадолго до выступления Абэ в парламенте министр по делам Окинавы и северных территорий Ёсукэ Цурухо сообщил, что премьер изучает вопрос о том, чтобы с японского берега провести осмотр островов южной части Курил, на которые претендует Токио. 17 сентября он сам посетил город Немуро на северо-восточной оконечности самого северного острова Хоккайдо, откуда в хорошую погоду Южные Курилы видны невооруженным глазом. Там проживает некоторое количество бывших японских жителей этих территорий и их потомков.
Вполне вероятно, что, будучи последовательным проводником политики возвращения северных территорий, Абэ, как и его предшественники, все же взглянет на них с японского берега. Россия всегда негативно реагировала на подобные ритуальные действа японских политиков, проводись они с суши, моря или воздуха. Не исключено, что в случае с Абэ реакция будет другой. Ведь своими впечатлениями об увиденном он сможет поделиться с Путиным в неформальной обстановке во время визита российского президента в префектуру Ямагути 15 декабря.
По данным Japan Times, депутат парламента Мунэо Судзуки, которого газета называет ключевым советником Абэ, выступая в Клубе иностранных корреспондентов в Токио, призвал к «реалистическому подходу» в переговорах по островам. Подход заключается в том, чтобы требовать от России острова не все сразу, а по частям. Так называемый «двутрековый» подход предусматривает возвращение сначала островов Шикотан и Хабомаи и последующие переговоры о Кунашире и Итурупе. Судзуки отказался отвечать на вопрос, имеет ли Абэ такие же взгляды на проблему, хотя днем ранее говорил, что премьер и он разделяют понимание, как решить территориальный спор (не в этом ли состоит загадочный «новый подход», предложенный Абэ Путину в Сочи? – В.К.). Напомним, что Судзуки – известный политик, подвергшийся опале за свои взгляды на решение территориальной проблемы в отношениях с Россией в период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми в начале 2000-х.