Главы МИД Германии – Франк-Вальтер Штайнмайер – и Франции – Жан-Марк Эро – посетили город Славянск в Донбассе. Фото Reuters
Отношения России и западных стран за последние два года значительно ухудшились, и сегодня они больше напоминают конфронтацию, которая наблюдалась в период холодной войны. В реализации своего внешнеполитического курса в отношениях с Россией США и ЕС отводят Украине ключевую роль.
Активная вовлеченность Киева в геополитическое противостояние с Россией негативно сказывается на развитии украинского государства. Политика западных стран в отношении Киева уже привела к военному конфликту на востоке Украины, политической нестабильности и утрате самостоятельности во внешней политике. Произошло сворачивание торгово-экономического сотрудничества между Россией и Украиной, что уже оказало негативное влияние на украинскую экономику. Особенно отчетливо это прослеживается на региональном уровне, где власти ограничены в решении социально-экономических проблем. По оценкам украинских экспертов, потери Украины составили около 15 млрд долл., притом что Киев не имеет альтернативы экономическому сотрудничеству с Россией. Потери Украины не покрываются ни кредитами МВФ, которые сопровождаются различными условиями, ни помощью, выделяемой западными государствами. Тем более что все предоставляемые международными финансовыми структурами и западными странами средства идут на затыкание бюджетных дыр.
Несмотря на растущие проблемы в экономической сфере, Киев не торопится пересматривать отношения с западными странами, ссылаясь на вооруженную «агрессию» и апеллируя к политической поддержке ЕС и США. Более того, стремясь следовать в русле антироссийской политики западных государств, Киев также пошел на введение санкций в отношении России. Однако такая политика в большей мере сказалась на самой Украине, чем на России.
Политика западных стран привела к обострению внутренних проблем украинского государства, прежде всего межрегиональных. На протяжении длительного времени украинские власти стремились минимизировать различия между регионами. Хотя идея федерализации не получила своего практического воплощения, тем не менее Киев учитывал культурно-языковые особенности населения различных регионов. Ситуация изменилась после государственного переворота в феврале 2014 года. Пришедшая к власти оппозиция взяла курс на жесткое навязывание националистической идеологии и разрыв отношений с Россией. Опираясь на поддержку ЕС и США, Киев сознательно пошел на обострение межрегиональных противоречий, добиваясь вытеснения из политического пространства сил, выступающих за сохранение отношений с Россией.
Конфликт на востоке Украины во многом стал возможен из-за позиции США и ЕС, которые были обеспокоены политикой России. События в Крыму и его последующее вхождение в состав России в марте 2014 года показали готовность России защищать русскоязычное население. В тот же период происходило переформатирование политического пространства в восточных регионах Украины, элиты которых не поддержали курс Киева на обострение отношений с Россией. Это вызвало серьезное беспокойство в западных странах. В свою очередь, украинские власти вместо поиска компромиссов взяли курс на игнорирование интересов юго-востока Украины. Подобная позиция определялась политической поддержкой западных стран, которые фактически одобрили борьбу Киева с «сепаратистами», закрыв глаза на преследования оппонентов. В апреле того же года Киев начал так называемую антитеррористическую операцию на востоке страны, которая больше напоминала военные действия. В итоге хрупкий баланс между интересами восточных и западных регионов был нарушен, а вопрос о федерализации был снят с повестки дня. Очень быстро военный конфликт трансформировался из борьбы Киева против «сепаратистов» в «агрессию России» против Украины, которая активно поддерживалась ЕС и США. При этом Киев мало интересовали последствия военных действий против собственных граждан, разрыв отношений с Россией, в то время как подобное развитие ситуации отвечало интересам западных стран.
Фактически одобрив борьбу украинских властей против «сепаратистов» на юго-востоке, якобы разрушающих территориальную целостность Украины, и поддержав антироссийскую политику Киева, европейские страны и США затем приняли активное участие в разрешении конфликта в Донбассе, одновременно корректируя внешнюю политику Киева. Так, ЕС и США настойчиво добиваются от Киева выполнения Минских договоренностей, тем самым декларируя заинтересованность в сохранении территориальной целостности украинского государства.
Политика западных стран отличается избирательностью. Западные страны требуют от украинского президента выполнения Минских договоренностей, при этом не замечая жесткого противодействия со стороны украинского парламента. В частности, основные парламентские силы не поддерживают идею предоставления отдельным районам Луганской и Донецкой областей «особого статуса». Подобная позиция не позволяет ожидать выполнения пунктов соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. В то же время Брюссель и Вашингтон, располагающие мощными рычагами давления на своих оппонентов, демонстрируют беспомощность в отношениях с лидерами националистических партий. Подобный подход ЕС и США не только не способствует урегулированию конфликта в Донбассе, но и постоянно провоцирует обострение политической ситуации, поскольку президент и парламент не могут выработать общую позицию.
Несмотря на отсутствие прогресса на переговорах, западные страны не меняют свои подходы. В сентябре 2016 года состоялись визиты в Украину глав МИД Германии и Франции Франк-Вальтера Штайнмайера и Жан-Марка Эро, которые обсуждали дальнейшие шаги по урегулированию конфликта. Ключевой темой переговоров представителей западных стран и украинской стороны стал конфликт в Донбассе. Главы МИД Германии и Франции призвали Киев принять закон об «особом статусе» отдельных районов Луганской и Донецкой областей. Данная позиция встретила критику в стенах Рады.
Политическая элита Украины активно поддерживает антироссийский курс западных стран, рассчитывая таким образом сохранить власть. Однако подобная политика ведет к дальнейшей деградации украинского государства. Киев постоянно находится в состоянии политической нестабильности, балансирует на грани дефолта. Все это происходит на фоне усиления межрегиональных противоречий, которые ведут к утрате единства Украины.