Солдаты Народно-освободительной армии Китая на учениях близ Парасельских островов. Фото Reuters
Полюс мировой политики смещается в эти дни на Дальний Восток – здесь, в Ханчжоу, близ Восточно-Китайского моря назначила встречу «большая двадцатка». А уже через неделю, 12–19 сентября, в соседнем Южно-Китайском море впервые в истории должны пройти масштабные совместные маневры военных флотов России и КНР.
Ранее общие учения две страны уже проводили, но гораздо севернее, рядом с общей границей. Появление российских фрегатов в тропических широтах, отработка высадки общего с китайцами десанта, как обещал представитель Минобороны Китая Ян Юйцзюнь, «не направлено против третьих стран». Тем не менее этими самыми «третьими странами» оно однозначно воспринимается как знак солидарности с Пекином в его споре за архипелаг Спратли (они же – Наньша для китайцев).
«Третьих стран» в этой акватории сразу пять, а если считать и США, то шесть. За острова с КНР спорит в первую очередь Вьетнам. Но частично на них претендуют также Филиппины, Малайзия, Бруней, а также еще одна, правда, частично признанная Китайская республика – Тайвань. При этом Филиппины и Тайвань – давние союзники США, недаром прозванные непотопляемыми американскими авианосцами. Российским дипломатам и флотоводцам предстоит вести очень тонкую политику, чтобы случайно не втянуться в этих водах в чужой, запутанный конфликт.
Обстановку в регионе только ленивый не сравнивал еще с июлем 1914 года в Европе. Ни одна из стран пока не хочет большой войны, однако все они действуют по принципу «око за око», то есть на каждый выпад одной из сторон другая отвечает повышением ставок. В результате от войны слов в последние несколько недель стороны быстро перешли к милитаризации архипелага, уже направив или пока пообещав направить на эти райские тропические острова ракеты дальнего радиуса действия.
Последним это сделал Вьетнам: 22 августа стало известно, что он тайно передислоцировал ракеты на Спратли (для вьетнамцев они – Хоангша) на ту их часть, которую сам контролирует. Об этом сообщило Reuters со ссылкой на западные разведисточники, уточнив, что это оперативно-тактические ракетные установки EXTRA, недавно купленные в Израиле. Их можно привести в боеготовность максимум за три дня и, как уточняет агентство, поразить военные базы Китая, расположенные на соседних островах.
По мнению аналитиков, смелости вьетнамцам для такого шага придал вердикт Гаагского арбитража, который 12 июля отмел все претензии Пекина на спорные острова. Иск подавали Филиппины, но Вьетнам в ходе тяжбы его поддерживал. В иске говорилось, что претензии Китая на 90% территории Южно-Китайского моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, и суд с этим полностью согласился. Многие наблюдатели ожидали, что судьи хотя бы сделают какие-то оговорки, чтобы позволить Пекину сохранить лицо, но этого не случилось.
Сразу после оглашения вердикта в Гааге пресс-секретарь МИД Вьетнама Ле Хай Бинь вновь напомнил о правах Ханоя на все острова Спратли целиком. «Социалистическая Республика Вьетнам имеет суверенные права на эти территории, а также юрисдикцию в отношении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Вьетнама, определяемой в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года», – указал Ле Хай Бинь. И Пекин, и многие эксперты считают, что Гаагский арбитраж, как и целый ряд других международных судебных инстанций, находится под контролем Вашингтона. В любом случае сразу после вердикта Белый дом устами своего пресс-секретаря Джоша Эрнеста объявил, что решение арбитража «окончательное и обязательное к исполнению», хотя, насколько мы помним, США к этим островам вообще никакого отношения не имеют. Однако Белый дом не заметил, что в данном случае вердикт, принятый в интересах одного «непотопляемого авианосца» – Филиппин, грубо задел интересы другого – Тайваня.
Дело в том, что Гаагский арбитраж настолько, говоря по-простому, разыгрался, что заодно решил и вопросы, о которых его вообще никто не спрашивал. Адвокаты, наверное, поправят, но это выглядит как скандальное новшество – чуть ли не впервые со времен римского права.
Угодив филиппинцам, гаагские судьи мимоходом попытались лишить других американских союзников – тайваньцев – острова Тайпин. Глава дипломатического ведомства Тайваня Ли Да-вэй возмутился, во-первых, тем, что суд упомянул власти острова как «тайваньские власти Китая», что принижает «статус Китайской республики как суверенного государства», а во-вторых, напомнил, что Тайпин (или Иту-Аба, как его называют представители австралополинезийских народов) вообще не был изначально включен в иск, поданный Филиппинами.
«Однако суд по собственной инициативе расширил свои полномочия и объявил все участки суши в архипелаге Спратли, которые на сегодня контролируют Вьетнам, Филиппины, Тайвань и Малайзия, «скалами», которые не обладают правами на исключительную экономическую зону», – сказал Ли. На Тайпине есть аэродром, ферма, растет зелень, то есть он пригоден для жизни и соответствует критериям не «скалы», а острова, перечисленным в Конвенции ООН. Вот уже 60 лет на острове находятся госслужащие Китайской республики. В итоге Тайвань наперекор Вашингтону объявил решение суда неприемлемым и юридически необязательным.
Вьетнам все же приветствовал вердикт Гааги, хотя тот краешком ударил и по его интересам – суд заодно отверг и его претензии на здешние «скалы», а ведь Вьетнам претендует на несколько – на западе и на юге архипелага. Но решение Гааги все же скорее Вьетнаму выгодно – ведь оно ослабляет позиции главного соперника – Китая. Вот почему Ханой набрался храбрости и, если верить утечкам, отправил на свою часть островов ракеты.
Но не следует совсем уж упрощать ситуацию, думая, что отношения всех спорящих стран превратились в исключительно враждебные. Они, как говорят в Маниле, напоминают скорее отношения «любовь – ненависть». Не далее как месяц назад китайские и вьетнамские пограничники провели совместные антитеррористические учения, а новый президент Филиппин Родриго Дутерте после победы в суде над Китаем тотчас заявил, что Поднебесная все равно остается источником надежды для «развития филиппинской экономики».
Тем не менее после вердикта далекого Гаагского арбитража обстановка в регионе начала меняться – милитаризация в этом уголке Тихого океана резко ускорилась. Если Вьетнам перебросил ракеты тайно и это официально не подтверждено, то Япония открыто объявила еще 14 августа, что установит на архипелаге Сакисима новые ракеты класса «поверхность–поверхность» с радиусом поражения в 300 км. Правда, в данном случае имеется в виду не Южно-, а Восточно-Китайское море. И в радиус ракет должны попасть не Спратли, а другие спорные с китайцами острова – Сенкаку (по-китайски – Дяоюйдао). В любом случае очевидно: гонка вооружений в этом уголке Тихого океана набирает тревожно быстрый темп, а юридический расклад в акватории, куда плывут российские военные корабли, остается запутанным.
Манила