Петру Порошенко надо перехватить инициативу у оппозиции, чтобы поднять рейтинг в западных областях. Фото Reuters
Характер российско-украинских отношений, сложившийся в последние годы, нуждается в переосмыслении. В то же время очевидно, что Киев, за которым просматриваются интересы западных стран, зачастую провоцирует Россию на принятие ответных мер, которые еще больше ухудшат отношения двух государств.
Начиная с распада СССР, отношения двух стран лишь внешне носили дружественный характер. Находившиеся у власти Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович пытались использовать российский фактор в экономической и политической сферах. Кроме того, предыдущие украинские президенты могли решать экономические и политические вопросы, опираясь на ресурсы, доставшиеся стране от бывшего СССР или за счет прямых или скрытых дотаций со стороны России, которые российская сторона осуществляла с целью поддержки собственной экономики.
Свою роль в ослаблении российско-украинских отношений сыграла предложенная Киевом формула многовекторности. Она была принята Россией, объясняя и обосновывая активное развитие контактов украинской стороны с западными странами. Так, в 90-х годах Киев расширил контакты с США и ЕС, формализовал отношения с НАТО. Несмотря на это, в России доминировали взгляды, что данная ситуация не несет угрозы отношениям с Россией и сохраняется возможность для разворота Киева в сторону Москвы и вовлеченности украинского государства в интеграционные проекты.
Однако время, когда отношения между двумя странами преподносились как добрососедские, несмотря на усиливающееся расхождение внешнеполитических курсов и усиление внутриполитических противоречий в Украине, ушло в прошлое. После февраля 2014 года Киев и Москва стали стремительно отдаляться друг от друга. Тем более что перед новым украинским президентом Петром Порошенко изначально были поставлены четкие задачи, предусматривающие дальнейшее ослабление отношений между Россией и Украиной.
Несмотря на попытки Киева дистанцироваться от России, Украина в силу геополитического значения и роли на постсоветском пространстве по-прежнему занимает важное место в российской политике. В то же время ситуация в двусторонних отношениях характеризуется двойственностью. С одной стороны, фактором, который не позволяет усилить внешнеполитическое давление на Киев, выступает сохранившееся присутствие в украинской экономике российского капитала. При этом за время, которое прошло с момента прихода к власти прозападно настроенных украинских политиков, позиции российского капитала не только не ослабли, но и в ряде секторов экономики Украины усилились. Данный фактор оказывает большое влияние на подходы российской стороны к формированию и реализации политики в отношении Киева. С другой стороны, на протяжении длительного времени роль российского капитала в определении характера отношений между двумя государствами была минимальной.
Обострение российско-украинских отношений, когда Киев активно продвигает внутри страны и на международном уровне тезис об «агрессии России», ставит вопрос о корректировке российской государственной политики. Очевидно, что положение, зафиксированное в Концепции внешней политики РФ в редакции 2013 года, в котором говорится, что Россия будет «выстраивать отношения с Украиной как с приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам», расходится с реальностью. Это, по всей видимости, найдет отражение в новой концепции внешней политики РФ.
К пересмотру российской политики на украинском направлении подталкивают политические процессы, которые происходят внутри Украины. Приход и последующее закрепление в коридорах власти радикальных националистических сил, активно использующих для укрепления своих позиций антироссийскую риторику, пока не дают оснований ожидать улучшения российско-украинских отношений. Кроме того, Киев находится под сильным давлением США и ЕС, которые участвуют в выработке и реализации внешней политики Украины, а также оказывают влияние на политический климат внутри страны. Так, в последние годы сложилась ситуация, когда западные страны навязывают Киеву ложную повестку дня. В выступлениях западных дипломатов и экспертов в средствах массовой информации ключевой проблемой Украины провозглашена коррупция, борьба с которой является первоочередной задачей украинских властей. Подобная демагогия со стороны представителей США и европейских стран уводит Киев в сторону от обсуждения реальных проблем Украины.
На официальном уровне Киев определяет Россию в качестве потенциального противника, который может напасть на Украину. Подобная позиция нашла отражение в Военной доктрине Украины 2015 года. Под риторику о «российской угрозе» расширяются контакты с западными странами в сфере обороны, которые оказывают содействие в разработке различных документов, призванных усилить безопасность украинского государства. При этом официальный Киев и западные страны игнорируют кризисные процессы в экономике, нарастание проблем в отношениях между центральными и региональными органами власти. На повестке дня стоит вопрос не о федерализации Украины, а о сохранении управляемости со стороны центральных властей.
Исходя из прозападного курса Киева, постановка вопроса о введении между странами визового режима уже не кажется излишней мерой. Это в условиях так называемой украинской многовекторности и необоснованных ожиданий о развороте Киева в сторону России и его участии в интеграционных объединениях подобная мера могла внести ненужное напряжение в отношения двух стран. Однако в последнее время визовый режим уже не кажется излишним. Особенно после задержания в Крыму украинских диверсантов, которые планировали совершить террористические акты на полуострове. Введение визового режима позволит иметь более полное представление о том, кто приезжает или находится на российской территории.
Неопределенность политического развития и нестабильность стали в Украине хроническими. Осенью 2016 года в Украине может сложиться новая расстановка сил. Ключевыми факторами, которые окажут влияние на переформатирование политических элит, станут вопросы конституционной реформы, а также позиции основных политических сил относительно путей решения конфликта на востоке страны. Приверженность официального Киева Минским соглашениям негативно сказывается прежде всего на позициях Петра Порошенко, который при отсутствии поддержки в парламенте не в состоянии их выполнить. Соответственно отход от этой позиции и пересмотр основных положений могут принести украинскому президенту политические выгоды. Кроме того, для Порошенко важно перехватить инициативу у оппозиции и повысить свой рейтинг в западных регионах, элиты и часть населения которых недовольны политикой президента.