В многострадальной Колумбии прощаются с оружием. Фото Damien Fellous
В конце лета вступило в силу соглашение об окончательном прекращении огня между правительственными силами и повстанцами из Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC). Если условия перемирия не будут нарушены, это положит конец более чем полувековому противостоянию, унесшему жизни 260 тыс. человек, еще более 6,5 млн были вынуждены покинуть родные места.
«29 августа в истории Колумбии начался новый этап. Мы заставили оружие замолчать. Война с FARC окончена!» – такое оптимистичное сообщение разместил в своем микроблоге колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос. Ранее, после официального заявления о достижении мирного соглашения, он подписал указ об окончательном прекращении огня против повстанцев. Их лидер Тимолеон Хименес также заявил о прекращении огня против правительственных сил.
Соглашение о мире в Колумбии, переговоры о котором продолжались почти четыре года и не раз оказывались на грани срыва, было достигнуто в Гаване. Мирный процесс дает надежды на позитивные изменения в Колумбии посредством прогрессивных социальных, политических и экономических реформ. Однако, как показывает история насилия в Колумбии, еще рано рукоплескать победе гуманизма и объявлять страну территорией верховенства права и демократии.
Этот мирный процесс – далеко не первый в современной истории страны. Еще в 1980-х правительство и FARC пытались установить диалог, однако все они заканчивались неудачей. Последней из таких попыток был мирный процесс в Сан-Висенте-дель-Кагуан на рубеже столетий. А последующая интенсификация боевых действий по всей стране на десятилетие отодвинула новые возможности для переговоров с FARC. Опыт Кагуана, с одной стороны, был препятствием, а с другой – именно благодаря ему нынешний процесс был разработан более тщательно.
Он начался в 2012 году с предварительных контактов представителей воюющих сторон. Их результатом стало соглашение, определившее повестку и правила проведения переговоров. В октябре 2012 года стол переговоров официально открыли в Осло, но затем перенесли в Гавану, где развивались основные события, связанные с фазой-2 мирного процесса, известной как «Окончание конфликта». Третьей – завершающей – фазой станет «Строительство мира», которая официально вступит в силу, если народ поддержит соглашение на референдуме, назначенном на 2 октября. По словам президента Сантоса, конкретные вопросы, которые планируется поставить на голосование, будут обнародованы в ближайшие дни.
На протяжении четырех лет в Гаване стороны проделали немало шагов к установлению доверия. Ими стали, например, соглашения по совместному разминированию зон и идентификации граждан, пропавших без вести. Сама повестка переговоров состояла из шести пунктов, результаты которых были закреплены в «Окончательном соглашении по завершению конфликта и строительству стабильного и прочного мира».
Первый пункт касается аграрной реформы и создания условий для преодоления бедности. Второй относится к теме демократических реформ и участия в политической жизни. С помощью этого пункта стороны стремятся создать условия для создания атмосферы примирения и терпимости. Третьей в повестке идет тема прекращения вооруженного конфликта. Данный пункт рассматривает вопросы разоружения, демобилизации и реинтеграции членов повстанческой группировки. Четвертый пункт заключается в решении проблемы незаконного оборота наркотиков. Соглашение предусматривает создание Комплексной программы по замещению наркосодержащих растений сельскохозяйственными культурами. Следующим пунктом повестки стала тема жертв, весьма чувствительная для колумбийского общества. Речь идет о введении Комплексной системы установления правды и правосудия, состоящей из различных судебных и внесудебных мер по восстановлению прав жертв, прояснению правды о случившемся, обеспечению юридической безопасности всех участников процесса и т.д. Наконец, детализируется процесс реализации, проверки и придания законной силы соглашению. В конечном итоге соглашение предполагает разоружение повстанцев и их временную концентрацию в 23 зонах, где будут созданы восемь специальных лагерей для постепенной реинтеграции экс-бойцов FARC в мирную жизнь. На разоружение им отводится 180 дней, а сданное оружие будет находиться на учете ООН.
Отношение к мирному процессу в Колумбии далеко не однозначное. Если международные наблюдатели и гражданское общество смотрят на него с оптимизмом, то в глубинке преобладает иная точка зрения. Процесс вынужден преодолевать целый ряд трудностей, возникающих как по объективным, так и субъективным причинам.
К числу противников соглашения относятся бывший президент Колумбии Альваро Урибе и часть консервативно настроенного государственного аппарата. Все они традиционно занимают агрессивную позицию по отношению к повстанцам. Тот факт, что мирный процесс и без того уже сверхполитизирован, может негативно отразиться на грядущем плебисците. Голосование «за» будет означать поддержку действующего президента Сантоса, а «против» – солидарность с Урибе.
Стоит отметить, что далеко не все полевые командиры автономных фронтов FARC, разбросанных по стране, готовы к демобилизации и последующему расследованию военных преступлений. Есть опасение, что как командиры, так и рядовые повстанцы, несогласные с процессом, вольются в ряды Армии национального освобождения (ELN) или иной вооруженной группировки. ELN сможет занять территории, некогда находящиеся под контролем FARC, что приведет к новой волне насилия.
Вооруженный конфликт в Колумбии – крайне сложное явление, которое определяется прежде всего региональными тенденциями. Так, состав и динамика действий вооруженных групп, наличие коридоров для наркотрафика и иной криминальной деятельности оставили отпечаток на общественных отношениях и системе управления в регионах. Преодоление недоверия к институтам власти также представляет серьезное препятствие для процесса в постконфликтный период.
За более чем полувековой период войны феномен насилия представляется в общественном сознании как вполне обычный способ достижения политических и экономических целей. Насилие вызывает чувство незащищенности и страха, которое отнюдь не способствуют консолидации общества. Данная проблема – одно из тяжелейших препятствий для мирного строительства. Пока режим прекращения огня не смог объединить глубоко поляризованное колумбийское общество. Многих беспокоят вопросы амнистии и ухода от ответственности лицами, совершившими тяжкие преступления. Не заставили себя долго ждать и заявления военных о том, что они продолжат борьбу с FARC, используя методы ультраправых парамилитаристских групп.
Да и некоторые действия правительства идут в разрез с логикой мирного процесса, как отправной точки строительства нового общества. Это касается неолиберальной политики президента Сантоса и практически бесконтрольного доступа корпораций к ресурсам Колумбии. Так, в начале 2016 года была продана государственная энергетическая компания Isagеn канадской Brookfield Asset Management, что значительно снизило энергетическую независимость страны. В 1990-х результатом подобной политики стали насилие, выселение и экологическая деградация. Ее продолжение в нынешних условиях может стать серьезным препятствием на пути реформ.
Богота