Петр Порошенко полностью полагается на западных партнеров. Фото с сайта www.president.gov.ua
В последние месяцы западные страны оказывают сильное давление на власти Украины. Киеву не столько рекомендуют, сколько в ультимативной форме предлагают принять закон о местных выборах в Донбассе. Подобная настойчивость объясняется наличием соответствующих требований в Минских соглашениях, которые помимо прочего предполагают значительное расширение полномочий Донбасса.
Настойчивость западных стран добиться от Киева выполнения Минских соглашений имеет мало общего с желанием урегулирования конфликта на востоке Украины. ЕС и в большей степени США заинтересованы использовать украинский конфликт в собственных интересах, прежде всего для сохранения нынешнего внешнеполитического курса в отношении России. В этом Киеву отводится основная роль.
Требования ЕС и США добиться от Киева принятия решений по внесению изменений в Конституцию игнорируют внутриполитическую расстановку сил в Украине. Большинство политических партий не готово поддержать изменения в Конституцию и согласиться с расширением полномочий Донбасса. В этом вопросе большинство критиков президента Петра Порошенко, который поддержал Минские соглашения, не столько руководствуются интересами региональных элит и украинскими интересами, сколько преследуют узко политические и корпоративные интересы. В итоге Петр Порошенко оказался зажат в политические тиски. С одной стороны, на него давит радикальная часть политических сил, а с другой – западные страны, от позиции которых зависит дальнейший уровень поддержки Украины и последующее развитие сотрудничества с МВФ. Примечательно, что лидеры многих политических партий, критикующих Минские соглашения, поддерживают тесные контакты с политиками в ЕС и США, которые как раз и оказывают нажим на украинского президента, прекрасно зная его ограниченные возможности консолидировать политические силы в Верховной раде. Соответственно выдвижение Киеву заведомо невыполнимых условий лишь обостряет политическую ситуацию в Украине и ведет к срыву Минских соглашений.
Подобная ситуация полностью устраивает западные страны. Отсутствие прогресса в решении конфликта в Донбассе позволяет ЕС и США решать ряд долгосрочных задач. Прежде всего дает западным странам обоснование для сохранения санкций, введенных в отношении России, и соответственно сохраняет у западных стран механизм давления на российское руководство. Во-вторых, активное привлечение к антироссийскому курсу Киева позволяет западным странам оказывать сильное давление на страны постсоветского пространства, создавая дополнительные трудности для реализации Россией интеграционных инициатив. Кроме того, сохранение Украины в орбите влияния нужно западным странам для решения собственных экономических проблем, которые накопились за последние годы. Этот фактор в значительной мере определяет подходы внешней политики западных стран в отношении Украины. Совокупность данных факторов свидетельствует о незаинтересованности ЕС и США в улучшении ситуации в Донбассе. Очевидно, что реальные успехи в решении конфликта создадут условия для нормализации отношений между Россией и Украиной и одновременно поставят вопрос об отмене антироссийских санкций. Ни первое, ни второе не отвечают интересам западных стран, которых устраивает сохранение конфликтности в российско-украинских отношениях.
Задача по предотвращению нормализации отношений Москвы и Киева определяет активную поддержку ЕС и США украинских политиков, стоящих на антироссийских позициях. Эта линия прослеживалась в период подготовки и реализации государственного переворота 2014 года и получила новый импульс в последние годы. Через различные механизмы влияния западные страны способствовали усилению позиций в коридорах власти представителей прозападных и националистических сил.
Отсутствие политического плюрализма привело к тому, что президент, премьер-министр, спикер Верховной рады, руководители министерств и ведомств придерживаются схожих подходов к реализации внутренней и внешней политики. В частности, украинский президент последовательно реализует внешнеполитический курс на разрыв отношений между Киевом и Москвой, делая жесткие заявления в адрес России.
Украинские власти даже не пытаются вырабатывать собственный внешнеполитический курс, который отвечал бы национальным интересам. Во внешней политике Украина использует риторику, предлагаемую ЕС и США. Так, Киев настаивает на выполнении Россией Минских договоренностей, рассматривая это в качестве первого шага к урегулированию конфликта и проведению местных выборов в Донбассе. Фактически Киев изначально переносит всю ответственность в сохранении конфликта на российскую сторону, выставляя себя в качестве жертвы. Подобные установки подкрепляются агрессивной информационной политикой, которая направлена на расширение электоральной базы антироссийских сил внутри Украины и положительно воспринимается в ЕС и США.
Усиливая давление на Киев по вопросу конфликта в Донбассе, западные страны поддерживают высокий градус политических дискуссий между различными политическими силами, тем самым не позволяя добиться политической стабильности. Выдвижение жестких требований, неприемлемых для ряда политических сил, закладывает условия для обострения внутриполитической ситуации. Это порождает различные проекты досрочных выборов.
Конфликт в Донбассе по-новому поставил вопрос о конституционных изменениях, увязав Основной закон с подписанными соглашениями о мирном урегулировании. В результате вопрос о внесении изменений в Конституцию Украины превратился сначала в один из ключевых факторов внутриполитической борьбы, а затем и в важный инструмент давления на Киев со стороны западных государств.
В последние годы сложилась практика, когда западные страны активно участвуют в решении внутриполитических проблем Украины, а также в определении приоритетов ее внешней политики. Подобная ситуация устраивает Киев, который в стремлении максимально дистанцироваться от России оказался под полным контролем ЕС и США, предлагающих украинским элитам свои рецепты решения всех проблем.