0
18806
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.05.2016 00:01:00

Москва и Токио: будет ли прорыв в отношениях?

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, синдзо абэ, россия, владимир путин, территориальный спор, южные курилы


япония, синдзо абэ, россия, владимир путин, территориальный спор, южные курилы Из более чем трех часов почти 30 минут Синдзо Абэ и Владимир Путин общались тет-а-тет. Фото Reuters

В Сочи 6 мая состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Это уже вторая подряд встреча двух лидеров в этом городе после приезда Абэ на открытие зимней Олимпиады в феврале 2014 года. Череда встреч, число которых уже перевалило за дюжину, отражает ставку японского премьер-министра на личные доверительные отношения с Путиным в своем стремлении добиться положительного для Японии решения застарелого спора по поводу территориальной принадлежности четырех островов Южных Курил.

Изюминкой российско-японского саммита в Сочи стало согласие двух лидеров осуществить «новый подход» к территориальному спору вокруг Южных Курил. Как пишет газета Japan Times, после встречи с Путиным Абэ выразил уверенность относительно решения территориального спора Японии с Россией. Свои надежды Япония связывает прежде всего с расширением экономического сотрудничества, которое, как она считает, может иметь положительное для нее влияние на территориальный спор. По мнению газеты, уверенность Токио в эффективности его экономических рычагов была усилена кризисом в российской экономике, по которой был нанесен удар падающими ценами на нефть, обесценением рубля и высокой инфляцией. Токио также полагает, что ему на руку поворот Путина на Восток, в котором он сфокусировался на развитии богатых ресурсами российского Дальнего Востока и Сибири.

Сразу после окончания переговоров в Сочи заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Хиросигэ Сэко заявил: «Мы, конечно, считаем, что переговоры по мирному договору и осуществление совместных с Россией экономических проектов должны вестись параллельно».

В надежде, что экономические стимулы будут иметь позитивный эффект на территориальные переговоры, Абэ представил Путину план из восьми пунктов с целью укрепления связей, в том числе в сфере производства нефти и газа, развития Дальнего Востока и строительства медицинских центров. «У меня есть ощущение, что мы движемся в направлении прорыва в застывших переговорах о мирном договоре», – заявил Абэ журналистам после встречи в Сочи.

Абэ также сказал, не вдаваясь в подробности: «Мы договорились сами решить проблему мирного договора в нашем стремлении к построению ориентированных в будущее отношений. Мы будем продолжать переговоры на основе нового подхода, свободного от любых прошлых идей».

Однако официальные представители Японии сразу уточнили, что «новый подход» не означает изменений в базовой позиции Японии, которая заключается в том, чтобы решить в свою пользу территориальную проблему по поводу обладания спорными островами Итуруп, Кунашир и Шикотан, а также группы островов Хабомаи к северу от острова Хоккайдо.

Вместе с тем, как считают некоторые аналитики, хотя Москва может видеть плюсы для себя в экономическом сотрудничестве с Токио за счет развития энергетических и других проектов в восточных регионах России, положительный эффект от них может оказаться недостаточным, чтобы получить от России уступки по территориальной проблеме, на которые надеется Япония. По мнению доцента Университета Темпл в Токио Джеймса Брауна, японская сторона переоценивает эффективность своих экономических рычагов.

Как полагают японские эксперты, Россия также, видимо, будет настаивать на том, что предложение Японии о сотрудничестве имеет взаимовыгодный характер. Японские компании заинтересованы в ведении бизнеса в России, несмотря на сложную политическую ситуацию, поэтому, по словам Сэко, на встрече в Сочи Путин сказал Абэ, что Россия готова помочь японским компаниям в их деятельности в России. Та же Japan Times отмечает, что для японских фирм, которые хотели бы инвестировать в России, по сравнению с 70-летним территориальным спором гораздо более серьезными препятствиями являются сложные административные процедуры, непонятное применение законов, длительное ожидание виз и разрешений на работу и др.

Кроме того, очевидно, что Япония имеет ограничения в сфере своих предложений экономического сотрудничества с Россией ввиду ее тесных связей с США и другими странами Запада, которые критикуют Россию за действия в Украине. Барак Обама неоднократно призывал Абэ не встречаться с Путиным. А уже после переговоров в Сочи Госдепартамент США напомнил Токио о «важности единой позиции». К тому же Япония, которая будет принимать у себя саммит «большой семерки» в конце мая, вынуждена деликатно балансировать между сближением с Россией и нахождением в общем строю государств Запада, наложивших санкции на Россию в связи с Крымом.

По поводу предложенной Абэ программы экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Сибири следует заметить, что это уже вторая такая инициатива японского премьера. Ранее с похожим предложением он выступил в период своего первого премьерства в 2007 году на встрече с Путиным на полях саммита тогда еще существовавшей «большой восьмерки» в немецком Хайлигендамме. Предложение так и называлось: «Инициатива по укреплению сотрудничества между Японией и Россией в регионе Дальнего Востока и Восточной Сибири России». Случайно или нет, но указанная инициатива также состояла из восьми пунктов, ряд из которых повторяется в программе, предложенной Абэ в Сочи. Несмотря на наличие целого ряда российско-японских комиссий, подкомиссий и комитетов по экономическому сотрудничеству, похоже, никто до сих пор не проанализировал эффективность хайлигендаммской инициативы и степень ее воплощения в жизнь.

Однако даже навскидку ясно, что ряд ее положений оказался нереализованным. Так, в области транспорта предусматривалось задействовать Транссибирскую железнодорожную магистраль для обеспечения перевозок грузов из стран АТР в Россию и Европу. Судя по тому, что из той же Японии комплектующие для экскаваторного завода Hitachi в Тверской области сейчас доставляются не по Транссибу, а морем вокруг всей Евразии, здесь не решены серьезные проблемы. А выполнение пункта 7, где японская сторона высказывает ряд пожеланий по кардинальному улучшению инвестиционного климата в России, наша страна, судя по мизерному объему японских капиталовложений в российскую экономику, просто провалила. Поэтому неясно, является ли сочинская инициатива Абэ продолжением хайлигендаммской или ее отрицанием. Однако в любом случае их объединяет нацеленность на создание предпосылок для получения Японией четырех Южных Курильских островов. Примечательно также, что обе инициативы по развитию российских дальневосточных регионов с участием Японии исходят не из Москвы, а из Токио.

Необходимо отметить, что помимо стремления решить территориальную проблему важным побудительным мотивом сближения с Россией для Токио являются китайский и северокорейский факторы. Как пишет газета «Асахи симбун», Япония сталкивается с растущей угрозой ее безопасности со стороны военной экспансии Китая и ракетно-ядерных провокаций Северной Кореи. По мнению газеты, постоянный диалог между японским и российским лидерами с целью улучшения отношений имеет значимость с точки зрения ответа на эти угрозы и построения стабильного порядка безопасности в Северо-Восточной Азии.

Что касается предложенного Абэ «нового подхода» к российско-японским отношениям, то, даже не зная содержания, которое в него вкладывает премьер-министр, некоторые японские аналитики в свете твердого требования России признать законность владения ею спорными островами как итогов Второй мировой войны полагают, что указанный подход вряд ли сработает в обозримом будущем. Так, тщательно проанализировав высказывания российского президента о возможности разрешения территориального спора, известный специалист по России Сигэки Хакамада в опубликованной 11 мая в газете «Санкэй симбун» статье приходит к выводу о том, что не надо питать иллюзий по поводу способности Путина решить проблему северных территорий. Ему вторит японский дипломат Ёсики Минэ, который в интервью влиятельному журналу «Тоё кэйдзай» утверждает, что территориальную проблему в отношениях с Россией можно будет решить лишь после смены руководителя России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1416
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2163
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2192
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
3002

Другие новости