0
18763
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.05.2016 00:01:00

Москва и Токио: будет ли прорыв в отношениях?

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, синдзо абэ, россия, владимир путин, территориальный спор, южные курилы


япония, синдзо абэ, россия, владимир путин, территориальный спор, южные курилы Из более чем трех часов почти 30 минут Синдзо Абэ и Владимир Путин общались тет-а-тет. Фото Reuters

В Сочи 6 мая состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Это уже вторая подряд встреча двух лидеров в этом городе после приезда Абэ на открытие зимней Олимпиады в феврале 2014 года. Череда встреч, число которых уже перевалило за дюжину, отражает ставку японского премьер-министра на личные доверительные отношения с Путиным в своем стремлении добиться положительного для Японии решения застарелого спора по поводу территориальной принадлежности четырех островов Южных Курил.

Изюминкой российско-японского саммита в Сочи стало согласие двух лидеров осуществить «новый подход» к территориальному спору вокруг Южных Курил. Как пишет газета Japan Times, после встречи с Путиным Абэ выразил уверенность относительно решения территориального спора Японии с Россией. Свои надежды Япония связывает прежде всего с расширением экономического сотрудничества, которое, как она считает, может иметь положительное для нее влияние на территориальный спор. По мнению газеты, уверенность Токио в эффективности его экономических рычагов была усилена кризисом в российской экономике, по которой был нанесен удар падающими ценами на нефть, обесценением рубля и высокой инфляцией. Токио также полагает, что ему на руку поворот Путина на Восток, в котором он сфокусировался на развитии богатых ресурсами российского Дальнего Востока и Сибири.

Сразу после окончания переговоров в Сочи заместитель генерального секретаря кабинета министров Японии Хиросигэ Сэко заявил: «Мы, конечно, считаем, что переговоры по мирному договору и осуществление совместных с Россией экономических проектов должны вестись параллельно».

В надежде, что экономические стимулы будут иметь позитивный эффект на территориальные переговоры, Абэ представил Путину план из восьми пунктов с целью укрепления связей, в том числе в сфере производства нефти и газа, развития Дальнего Востока и строительства медицинских центров. «У меня есть ощущение, что мы движемся в направлении прорыва в застывших переговорах о мирном договоре», – заявил Абэ журналистам после встречи в Сочи.

Абэ также сказал, не вдаваясь в подробности: «Мы договорились сами решить проблему мирного договора в нашем стремлении к построению ориентированных в будущее отношений. Мы будем продолжать переговоры на основе нового подхода, свободного от любых прошлых идей».

Однако официальные представители Японии сразу уточнили, что «новый подход» не означает изменений в базовой позиции Японии, которая заключается в том, чтобы решить в свою пользу территориальную проблему по поводу обладания спорными островами Итуруп, Кунашир и Шикотан, а также группы островов Хабомаи к северу от острова Хоккайдо.

Вместе с тем, как считают некоторые аналитики, хотя Москва может видеть плюсы для себя в экономическом сотрудничестве с Токио за счет развития энергетических и других проектов в восточных регионах России, положительный эффект от них может оказаться недостаточным, чтобы получить от России уступки по территориальной проблеме, на которые надеется Япония. По мнению доцента Университета Темпл в Токио Джеймса Брауна, японская сторона переоценивает эффективность своих экономических рычагов.

Как полагают японские эксперты, Россия также, видимо, будет настаивать на том, что предложение Японии о сотрудничестве имеет взаимовыгодный характер. Японские компании заинтересованы в ведении бизнеса в России, несмотря на сложную политическую ситуацию, поэтому, по словам Сэко, на встрече в Сочи Путин сказал Абэ, что Россия готова помочь японским компаниям в их деятельности в России. Та же Japan Times отмечает, что для японских фирм, которые хотели бы инвестировать в России, по сравнению с 70-летним территориальным спором гораздо более серьезными препятствиями являются сложные административные процедуры, непонятное применение законов, длительное ожидание виз и разрешений на работу и др.

Кроме того, очевидно, что Япония имеет ограничения в сфере своих предложений экономического сотрудничества с Россией ввиду ее тесных связей с США и другими странами Запада, которые критикуют Россию за действия в Украине. Барак Обама неоднократно призывал Абэ не встречаться с Путиным. А уже после переговоров в Сочи Госдепартамент США напомнил Токио о «важности единой позиции». К тому же Япония, которая будет принимать у себя саммит «большой семерки» в конце мая, вынуждена деликатно балансировать между сближением с Россией и нахождением в общем строю государств Запада, наложивших санкции на Россию в связи с Крымом.

По поводу предложенной Абэ программы экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Сибири следует заметить, что это уже вторая такая инициатива японского премьера. Ранее с похожим предложением он выступил в период своего первого премьерства в 2007 году на встрече с Путиным на полях саммита тогда еще существовавшей «большой восьмерки» в немецком Хайлигендамме. Предложение так и называлось: «Инициатива по укреплению сотрудничества между Японией и Россией в регионе Дальнего Востока и Восточной Сибири России». Случайно или нет, но указанная инициатива также состояла из восьми пунктов, ряд из которых повторяется в программе, предложенной Абэ в Сочи. Несмотря на наличие целого ряда российско-японских комиссий, подкомиссий и комитетов по экономическому сотрудничеству, похоже, никто до сих пор не проанализировал эффективность хайлигендаммской инициативы и степень ее воплощения в жизнь.

Однако даже навскидку ясно, что ряд ее положений оказался нереализованным. Так, в области транспорта предусматривалось задействовать Транссибирскую железнодорожную магистраль для обеспечения перевозок грузов из стран АТР в Россию и Европу. Судя по тому, что из той же Японии комплектующие для экскаваторного завода Hitachi в Тверской области сейчас доставляются не по Транссибу, а морем вокруг всей Евразии, здесь не решены серьезные проблемы. А выполнение пункта 7, где японская сторона высказывает ряд пожеланий по кардинальному улучшению инвестиционного климата в России, наша страна, судя по мизерному объему японских капиталовложений в российскую экономику, просто провалила. Поэтому неясно, является ли сочинская инициатива Абэ продолжением хайлигендаммской или ее отрицанием. Однако в любом случае их объединяет нацеленность на создание предпосылок для получения Японией четырех Южных Курильских островов. Примечательно также, что обе инициативы по развитию российских дальневосточных регионов с участием Японии исходят не из Москвы, а из Токио.

Необходимо отметить, что помимо стремления решить территориальную проблему важным побудительным мотивом сближения с Россией для Токио являются китайский и северокорейский факторы. Как пишет газета «Асахи симбун», Япония сталкивается с растущей угрозой ее безопасности со стороны военной экспансии Китая и ракетно-ядерных провокаций Северной Кореи. По мнению газеты, постоянный диалог между японским и российским лидерами с целью улучшения отношений имеет значимость с точки зрения ответа на эти угрозы и построения стабильного порядка безопасности в Северо-Восточной Азии.

Что касается предложенного Абэ «нового подхода» к российско-японским отношениям, то, даже не зная содержания, которое в него вкладывает премьер-министр, некоторые японские аналитики в свете твердого требования России признать законность владения ею спорными островами как итогов Второй мировой войны полагают, что указанный подход вряд ли сработает в обозримом будущем. Так, тщательно проанализировав высказывания российского президента о возможности разрешения территориального спора, известный специалист по России Сигэки Хакамада в опубликованной 11 мая в газете «Санкэй симбун» статье приходит к выводу о том, что не надо питать иллюзий по поводу способности Путина решить проблему северных территорий. Ему вторит японский дипломат Ёсики Минэ, который в интервью влиятельному журналу «Тоё кэйдзай» утверждает, что территориальную проблему в отношениях с Россией можно будет решить лишь после смены руководителя России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
359
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
395
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
501
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
411

Другие новости