Барак Обама выразил Дэвиду Кэмерону поддержку в вопросе сохранения Великобритании в составе Евросоюза. Фото Reuters
Вероятность выхода Великобритании из состава Евросоюза превратилась из европейской проблемы в международную. Свои опасения уже выразили рейтинговое агентство Standard & Poor's и МВФ. К агитации против Brexit подключился и президент США Барак Обама, который посвятил этому последнюю поездку на Туманный Альбион в качестве главы государства. Однако вмешательство американского лидера на руку Евросоюзу не сыграло: напротив, Обама отвернул от себя многих британцев, попутно спровоцировав серьезную политическую дискуссию.
Сторонники и противники Brexit начали газетную войну. Хотя в канун поездки Обама заявил, что не станет вмешиваться во внутренние дела, свою позицию он изложил предельно ясно, обратившись к британцам с эмоциональной статьей «ЕС приумножает мощь Великобритании в мире» со страниц Daily Telegraph.
Президент напомнил о жертвах, понесенных США во время Второй мировой войны ради единой Европы, указав, что она родилась из пепла войны. «Особые отношения» между Великобританией и США скреплялись кровью павших бойцов, и десятки тысяч убитых американцев «являются молчаливым свидетельством того, насколько переплетены наше процветание и безопасность в действительности». Выход из состава Евросоюза поставит на этом крест, попутно усложнив решение многих крайне актуальных вопросов – от миграционного кризиса, борьбы с терроризмом до экологических проблем и экономического неравенства.
Он подчеркнул, что членство в ЕС только увеличило значимость Великобритании на мировой арене, укрепило сам блок и сделало его более открытым к другим странам. «Сильная Европа не является угрозой для глобального лидерства Великобритании, она усиливает его. Соединенные Штаты видят, как ваш важный голос в Европе обеспечивает сохранение Европой сильной позиции на мировой арене и делает ЕС открытым, ориентированным в будущее и тесно связанным со своими союзниками по другую сторону Атлантики. Если говорить о создании рабочих мест, торговле и экономическом росте в соответствии с нашими ценностями, то Соединенное Королевство выиграло от своего членства в ЕС», – уверен президент.
На встрече с премьер-министром Дэвидом Кэмероном Обама продолжил эмоциональную тираду, заявив, что выход из ЕС больно ударит по британской экономике и Лондон окажется «в хвосте очереди» столиц, желающих заключить торговое соглашение с Вашингтоном. И дело не в том, что США будут против, но сейчас Штаты куда больше заинтересованы в сотрудничестве «с ЕС и крупными торговыми блоками». Единый рынок приносит исключительную выгоду Великобритании, и это хорошо и для США.
Кэмерон осторожно прокомментировал заявления Обамы, отметив лишь, что предстоящий референдум является «суверенным выбором британского народа». Зато мэр Лондона, один из самых популярных британских политиков Борис Джонсон, был куда более категоричен и ответил Обаме филиппикой в Sun. «Мы отдаем Брюсселю 20 млрд фунтов стерлингов в год, или 350 млн в неделю, и половина от этой суммы тратится европейскими бюрократами в стране, а половину мы никогда не видим снова. Мы отдали контроль над нашими границами Брюсселю, мы потеряли контроль над нашей торговой политикой, и с каждым годом ЕС приобретает все больше контроля над политикой в целом. Европейский суд в Люксембурге теперь принимает решения по правам человека. В своих отчаянных попытках защитить евро другие страны ЕС планируют дальнейшие шаги к политическому и финансовому союзу», – написал Джонсон, попутно спросив британцев, знают ли они, чем занимаются в Страсбурге и кто представляет Великобританию в Европарламенте. Европейский курс привел к стагнации, а некоторые решения Брюсселя попросту абсурдны.
Градоначальник уличил США в лицемерии и выразил уверенность, что на месте Великобритании Штаты давно покинули бы ЕС. Аналогичную позицию занял глава Партии независимости Великобритании Найджел Фарадж, иронично написавший в Twitter: «Учитывая, как восхищается президент Обама Евросоюзом, я удивляюсь, что он не выступает за открытие границы с Мексикой и передачу иностранным судам права заниматься американскими делами».
Союзники Кэмерона надеялись, что вмешательство Обамы усилит кампанию против Brexit и убедит колеблющихся встать на сторону единства, однако эффект оказался прямо противоположным. По итогам опроса, проведенного телеканалом Sky News, 60% респондентов заявили, что президент США не должен вмешиваться в дела королевства. При этом статья Обамы о целесообразности членства Великобритании в ЕС никак не повлияла на решение 57% британцев. Еще 17% заявили, что вмешательство Обамы усиливает позицию «сецессионистов», и лишь 25% согласились с тем, что его публикация подкрепляет сторонников Еврозоны.
Против выхода Великобритании из Евросоюза говорят не только велеречивые политики, но и голые цифры. Еще в июне 2015 года рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) снизило свой прогноз по суверенному рейтингу королевства со стабильного до негативного, связав решение с возможностью Brexit. Такое решение ставит под угрозу все экономические показатели – от привлечения финансирования на европейском рынке до притока капитала и товарооборота с ЕС.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает, что угроза выхода из Евросоюза «предупреждение, но пока не сигнал тревоги», но в случае одобрения ситуация станет опасной. «Мы однозначно оцениваем Brexit как один из серьезнейших рисков ухудшения ситуации с точки зрения глобального экономического роста. У брака между членами Евросоюза долгая история, и я лично надеюсь, что он не распадется», – заявила Лагард.
Пессимистичные прогнозы рисует и министерство финансов Великобритании. За неделю до визита Обамы глава казначейства Джордж Осборн написал в статье в Times, что если страна покинет ЕС, доходы казны к 2030 году сократятся на 6%, а каждая британская семья потеряет по 6,1 тыс. долл.(4,3 тыс. евро) в год. Островное государство необратимо станет беднее, и это будет не одномоментное событие – торговля и инвестиции продолжат сокращаться и дальше.
Ранее министр энергетики Великобритании Эбмер Радд заявил, что при выходе из ЕС королевство будет вынуждено покупать российский газ. Кэмерон же остудил горячие головы «спиртных королей», предостерегая, что у алкогольных компаний сократятся прибыль, экспорт и рабочие места, если она выйдет из союза, ведь львиная доля виски и пива приходится на ЕС.
Reuters напоминает, что Великобритания оказалась в состоянии выбора, с которым столкнулись Швеция и Норвегия в 1994 году. Тогда 52,3% шведов проголосовали за вхождение в состав ЕС, а 52,2% норвежцев – против.
Показательны аргументы, которые использовали организаторы кампаний в обоих королевствах. Так, Генрик Ларссон, участник шведской кампании «Да!», вспоминает, что сторонники интеграции «не играли на страхах», а пытались показать новые возможности и плюсы от вхождения в ЕС. Ингвар Карлссон, премьер-министр Швеции в 1994 году, согласился: «Фактор страха использовали те, кто против ЕС», но в итоге они проиграли. До последнего момента шведы крайне скептично относились к присоединению, приняв окончательное решение лишь в последнюю неделю, причем ключевую роль сыграли голоса молодых людей.
В Норвегии положительные итоги плебисцитов в Австрии, Финляндии и Швеции не возымели «эффекта домино». Катрин Клевеланд, глава норвежской кампании «Нет!», отметила, что решающую роль сыграл призыв сохранить суверенитет королевства, который был бы утрачен после присоединения к ЕС. Этот аргумент перевесил такую опасность, как возможное сокращение рабочих мест и замедление экономического роста.
Остается дождаться итогов британского референдума, который пройдет 23 июня. 15 апреля в Великобритании официально развернулась агитация. Итоги опроса общественного мнения пока не обнадеживают ни сторонников, ни противников Brexit: около 40% выступают за противоположные варианты.