Гуманитарной помощи западных и арабских стран не хватает, чтобы спасти 7,5 млн йеменцев от голодной смерти. Фото Reuters
25 марта исполнился год с начала военной интервенции Саудовской Аравии (КСА) и ее союзников против Йемена. Напомним, что Эр-Рияд начал ее под предлогом восстановления законных прав президента страны Абд-Раббу Мансура Хади, однако реальной задачей КСА является уничтожение боевого крыла шиитского Движения хоуситов – группировки «Ансаруллах» и сторонников бывшего президента Йемена Али Абдаллаха Салеха, вступившего в союз с «Ансаруллах» осенью 2014 года. Политическая цель военной интервенции – укрепление позиций КСА в регионе, расширение антииранского фронта и установление контроля над Йеменом, откуда, как считают саудиты, может исходить потенциальная угроза для правящей династии.
Эр-Рияд утверждает, что военные успехи хоуситов якобы обеспечены деньгами и оружием иранцев, стремящихся создать шиитский пояс у южных границ КСА. Саудиты явно преувеличивают степень вовлеченности Ирана в йеменские события. После начала интервенции Тегеран, сконцентрированный на переговорах по ядерной проблеме, ограничился лишь политической и моральной поддержкой Саны. Не исключено, что саудиты сами хотели спровоцировать Иран на военное вмешательство в йеменские дела, которое могло бы затормозить или сорвать нежелательную для КСА ядерную сделку.
Эр-Рияд также мистифицировал ситуацию вокруг Хади, играющего третьестепенную роль в йеменском кризисе. Он был заместителем Салеха в правящей партии «Всеобщий народный конгресс» и занял пост президента в 2012 году в соответствии с «дорожной картой» по урегулированию кризиса, принятой Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Его роль ограничивалась исполнением основных пунктов «дорожной карты». Хади, не обладающий собственными политическими и силовыми ресурсами, – переходная и в целом декоративная фигура. Реальный источник кризиса – борьба за власть между сторонниками Салеха и ваххабитской фракцией партии «Ислах», на сторону которой перешел влиятельный генерал Али Мохсин аль-Ахмар, родственник и соперник Салеха, активный приверженец салафизма, непримиримый враг хоуситов. «Ансаруллах» также борется с «Ислахом», и на этой основе осенью 2014 года образовался его союз с Салехом, армия которого в нулевых годах боролась с хоуситами. Блок Салех–«Ансаруллах» нанес ряд серьезных поражений «Ислаху» и его союзникам из числа салафитских группировок, включающих «Аль-Каиду Аравийского полуострова» (АКАП).
В период с сентября 2014 по март 2015 года салафиты были вытеснены из всех северных провинций, кроме Таиза и Мариба, несмотря на военную и финансовую поддержку КСА. Это, помимо прочего, подтолкнуло Эр-Рияд к прямому военному вмешательству в конфликт. Он не решился на проведение наземной операции, поскольку йеменцы значительно превосходят военнослужащих королевства по боевым и моральным качествам. Это имел в виду аятолла Али Хаменеи, предупреждавший Эр-Рияд, что «он вымажет свой нос в йеменской грязи».
Саудиты, обладающие абсолютным превосходством в воздухе, начали безнаказанную в военном отношении и варварскую по результатам воздушную войну против беднейшей страны арабского мира. Она, по оценке ООН, привела к самой крупной гуманитарной катастрофе по численности затронутого населения. Около 21 млн из 26 млн йеменцев нуждаются в срочной помощи, из них около 7,5 млн могут погибнуть из-за острой нехватки продовольствия и питьевой воды. Помощник генсека ООН по гуманитарным вопросам Кюнг-ва Канг 15 апреля заявила, что число погибших превысило 6,4 тыс. чел., более 30,5 тыс. получили ранения, около 2,8 млн вынуждены покинуть свои дома, более 14 млн нуждаются в медпомощи, в то время как большинство больниц страны либо разрушены, либо прекратили свою работу.
Интервенция создала благоприятные условия для экспансии АКАП и «Исламского государства» (запрещенная в РФ группировка). На юге страны «Аль-Каида» и связанная с ней «Ансар аль-Шариа» захватили ключевые города крупнейшей провинции Йемена – Хадрамаут. Здесь в январе 2016 года АКАП создала крупный военный тренировочный центр «аль-Адвас». Салафитские группировки также взяли под свой контроль ряд городов в провинциях Абъян, Ляхдж, Шабва.
Масштабная гуманитарная катастрофа и фактическая институционализация террористических структур в Йемене оказались на периферии интересов мирового сообщества и западных СМИ в отличие, например, от событий в Сирии. Европарламент 25 февраля 2016 года принял резолюцию о гуманитарной ситуации в Йемене, констатирующую, что «нарушения Саудовской Аравией международного гуманитарного права настолько серьезны, что продолжение поставок оружия этой стране Евросоюзом должно рассматриваться как нарушение юридически обязывающего европейского кодекса на поставки оружия». Однако резолюция не имеет законодательной силы и носит рекомендательный характер.
Попытки урегулировать йеменский кризис на площадке ООН пока не принесли результатов. Резолюция СБ ООН № 2216, принятая 14 апреля 2015 года (РФ воздержалась), предусматривающая разоружение хоуситов и освобождение контролируемых ими городов, носит односторонний характер и не решает проблему деэскалации конфликта. В случае ее реализации место коалиции Салех–«Ансаруллах» заняли бы не Хади, а Али Мохсин из радикального крыла «Ислаха» и союзные с ним экстремистские группировки. Их приход к власти усилил бы междуусобную борьбу в стране и повлек дальнейшую и необратимую фрагментацию Йемена.
Саудиты ускоренно укрепляют этот салафитский альянс под вывеской так называемой национальной армии Йемена во главе с Али Мохсиным. Это свидетельствует о том, что Эр-Рияд в преддверии мирных переговоров в Кувейте продолжает делать ставку на силовое решение йеменской проблемы. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что представители Саны на переговорах согласятся на выполнение резолюции 2216. Многие эксперты считают этот документ одним из основных барьеров на пути политического урегулирования йеменского кризиса. Для его преодоления следовало бы в процессе переговоров подготовить почву для новой резолюции СБ ООН, позволившей бы заменить номинального президента Хади на компромиссный коллективный орган. Например, правительство национального доверия, которое получило бы мандат ООН на управление страной в переходный период. Необходимым предварительным условием для этого должно быть безусловное прекращение военной операции саудовской коалиции в Йемене.