Петр Порошенко намеревается поменять парламентскую коалицию. Фото Reuters
Политический кризис в Украине, который усилился в феврале текущего года, на время заслонил собой проблему конституционных изменений. Хотя до последнего времени вопрос о внесении изменений в украинскую конституцию был одним из наиболее острых для украинской элиты.
Повышенное внимание к данной проблеме связано с требованиями Минских соглашений о предоставлении Донбассу «особого самоуправления». Несмотря на давление Запада, усилия Петра Порошенко сформировать парламентское большинство, готовое поддержать конституционные изменения, не увенчались успехом. После начала дележа портфелей в правительстве и неконституционных попыток «свергнуть» премьер-министра Арсения Яценюка шансы на внесение изменений еще больше снизились. Однако политический кризис не снял для Киева с повестки дня вопрос о конституционных изменениях и поиске путей урегулирования конфликта в Донбассе.
В последние полгода ситуация с выполнением Минских соглашений в Украине зашла в тупик, поскольку украинский президент не может добиться от парламента внесения изменений в Основной закон. В самом парламенте сложились разные взгляды относительно выгод и последствий от внесения изменений в Основной закон. Часть депутатского корпуса готова поддержать поправки, как этого требуют Минские соглашения. В то же время существует достаточно многочисленная группа, которая выступает против подобных изменений. В качестве основного аргумента противники внесения изменений в Конституцию указывают на переплетение в подписанных документах вопросов территориально-государственного устройства и путей решения конфликта. Кроме того, в Верховной раде многие депутаты разделяют позицию, что внесение поправок, касающихся Донбасса, создаст прецедент, который будет привлекателен для других регионов.
В сложившихся условиях украинские власти поставлены перед выбором: либо следовать достигнутым договоренностям и вносить необходимые изменения, либо отказаться от Минских соглашений и принять новую Конституцию.
С начала 2016 года внутри украинского парламента развернулась острая борьба вокруг конституционных изменений. Каждая из сторон, президент и Верховная рада, использовала имеющиеся в ее распоряжении механизмы отстаивания своих интересов. Депутаты пытались заручиться поддержкой Конституционного суда, рассчитывая с его помощью сорвать внесение изменений в Основной закон и тем самым не выполнить Минские договоренности. В свою очередь, президент привычно использовал механизм кадровых назначений в Конституционном суде, обеспечив в нем лояльное к себе большинство.
На фоне ситуации, в которой оказались президент и парламент, обсуждая возможности предоставления Донбассу особого статуса, в качестве компромиссного варианта рядом политических сил предлагается принятие новой Конституции.
Подобные инициативы обсуждались в стенах парламента на протяжении 2015 года. Итогом подобных дискуссий стало появление нескольких версий Основного закона. Так, в декабре прошлого года внефракционный депутат украинского парламента Сергей Тарута представил проект закона «О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины», который в январе 2016 года был зарегистрирован в Верховной раде. Схожим путем пошел и «Оппозиционный блок», который в феврале этого года презентовал свой проект Конституции. Бывшие регионалы предлагают расширить полномочия регионов и в то же время не отказываются от Минских соглашений. Также авторы законопроекта акцентируют внимание на том, что должен быть принят принципиально новый документ.
К выработке новой редакции Основного закона политиков подталкивает неэффективная унитарная модель, в рамках которой практически невозможно решить конфликт в Донбассе и все труднее сдерживать устремление регионов расширить свои полномочия. В то же время большинство обсуждаемых вариантов новой редакции Основного закона предполагает сохранение унитарной модели, тем самым возвращая страну в 1996 год. В результате при отсутствии консенсуса среди политических элит, неразвитой партийной системе и сохранении межрегиональных противоречий смена формы правления и перераспределение полномочий между ветвями власти вряд ли принесут стабильность украинскому государству.
Пока вопрос о внесении изменений в Конституцию, без чего невозможно выполнить Минские соглашения, привел к поляризации политических сил, усилил противостояние между президентом и парламентом. Вовлеченность в дискуссии о конституционных изменениях и тем более о будущей Конституции региональных элит может скорректировать позиции сторон, привести к пересмотру региональной политики, против чего выступают в Киеве.
Ситуация в Донбассе все настойчивее ставит вопрос о принятии реальных мер, способных нормализовать ситуацию. Различные политические силы предлагают свое видение решения конфликта. Помимо идеи его решения в рамках Минских соглашений достаточно популярными среди западноукраинской элиты являются взгляды, согласно которым необходимо освободиться от неподконтрольных территорий. Вряд ли можно считать случайной публикацию итогов социологического опроса, проведенного в феврале в Украине, в котором говорится, что около 20% украинских жителей поддерживают идею отделения неподконтрольных Киеву территорий от Украины. Пока эти взгляды не доминируют в коридорах украинской власти. Однако политическое давление на президента со стороны радикальных сил и снижение рейтингов будут подталкивать Порошенко к поиску иных путей решения конфликта в Донбассе. Тем более что президент Украины выступает за сохранение унитарного характера украинского государства.
Возможно, что украинская сторона давно бы отказалась от Минских соглашений, если бы не позиция западных стран, которые жестко увязывают их выполнение с антироссийскими санкциями. В этих условиях официальный Киев вынужден лавировать между требованиями своих западных партнеров и давлением радикальных сил.