0
14362
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.03.2016 00:01:00

Турция укрепляется в Центральной Азии

Александр Шустов

Об авторе: Александр Владимирович Шустов – кандидат исторических наук, эксперт по Центральной Азии.

Тэги: турция, снг, тюркские страны, средняя азия, внешняя политика, экономика


турция, снг, тюркские страны, средняя азия, внешняя политика, экономика Под эгидой организации ТЮРКСОЙ развиваются не только экономические связи между Турцией и странами Центральной Азии. Фото с сайта www.turkkon.org

Сложное положение, в котором Турция оказалась после введенных Россией из-за сбитого бомбардировщика Су-24 экономических санкций, заставило Анкару активизировать контакты с тюркскими странами СНГ. Тем самым Турция пытается компенсировать экономические потери и усилить политическое взаимодействие с тюркоязычными республиками, используя для этого пантюркистские идеи.

К тюркским странам СНГ относятся 5 из 15 республик бывшего СССР – Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан. Большинство из них расположено в Центральной  Азии. Связующим звеном между ней и Турцией выступает Азербайджан, который имеет прямую сухопутную связь с турецкой территорией через Грузию. После распада СССР Турция пыталась проводить на территории бывшего СССР активную пантюркистскую политику, не только претендуя на доминирующее влияние в бывших советских республиках с преобладающим тюркоязычным населением, но и покровительствуя тюркским автономиям (Татарстан, Башкирия, Кабардино-Балкария и др.) в составе РФ. 

 Степень политического и экономического влияния Турции в разных странах Центральной Азии традиционно была неодинаковой. Наиболее сильным является влияние Анкары в Туркмении, которая не только первой по образцу Турции перешла на латинский алфавит, но и установила с ней интенсивные гуманитарные и экономические связи. Отношения же Турции с крупнейшей по населению страной региона – Узбекистаном – испортились еще в начале 1990-х годов, после того как она предоставила убежище беглому узбекскому политику Мухаммаду Солиху. С тех пор Узбекистан вышел из всех пантюркистских организаций и участия в их деятельности больше не принимает. Тесные деловые связи сложились у Турции с Казахстаном и Киргизией, где турецкий бизнес появился почти сразу после распада СССР.

В условиях введенных РФ экономических санкций Анкара стала рассматривать тюркские страны СНГ как плацдарм, с помощью которого она может сохранить свои позиции на внутреннем российском рынке. Тем более что Казахстан и Киргизия являются участниками ЕАЭС и таможенных барьеров с Россией для них не существует. Разрывать связи с Анкарой из-за ее конфликта с Москвой не собирались и сами центральноазиатские государства. Напротив, они увидели в этой ситуации шанс разместить у себя турецкие предприятия и привлечь дополнительные инвестиции. В результате обострение российско-турецких отношений в конце прошлого – начале текущего года обернулось заметной активизацией контактов Анкары с тюркскими странами СНГ, преследовавшими как экономические, так и политические цели. Причем партнеры России по ЕЭАС отчетливо заявили, что отказываться от своих национальных интересов из-за обострения отношений Москвы и Анкары они не собираются.

Нередко инициативы по усилению связей с Турцией исходят от самих тюркских стран СНГ. Так, Киргизия, разочарованная первыми результатами своего вступления в ЕАЭС, с конца прошлого года заметно активизировала свои контакты с Анкарой. Президент Киргизии Аламазбек Атамбаев 18 января 2016 года на встрече с министром иностранных дел Киргизии Эрланом Абдылдаевым заявил, что в условиях роста напряженности в мире дальнейшее развитие приоритетных направлений внешней политики должно отвечать национальным интересам страны, что было воспринято экспертами как призыв к частичному пересмотру внешнеполитического курса. С конца ноября 2015 года по начало февраля 2016 года киргизские дипломаты, политики и общественные деятели в общей сложности провели с представителями Турции около полутора десятков различных переговоров и совместных мероприятий. За это время в Анкаре состоялись два совместных бизнес-форума (17 декабря 2015 года и 21–22 января 2016 года), в ходе которых Киргизия позиционировала себя в качестве страны, бизнес в которой дает доступ к внутренним рынкам Евразийского экономического союза с населением 170 млн человек.

Киргизско-турецкие культурные связи развиваются едва ли не активнее экономических. Турция при этом действует в классических традициях мягкой силы, используя этническое родство двух народов для укрепления своего политического и экономического влияния. Анкара и Бишкек поддерживают интенсивные контакты не только на уровне МИДов, но и по линии отдельных ведомств, парламентов, органов местного самоуправления и образовательных учреждений. Это позволяет развивать связи не только между политическими и бизнес-элитами, но и более широкими слоями населения. В развитии культурных связей активно участвует и киргизская сторона. За два месяца киргизские дипломаты организовали в Турции три культурных мероприятия: творческий вечер поэта Омора Султанова, мероприятия памяти Чингиза Айтматова и советского киргизского режиссера Толомуша Океева. Последнее из них было проведено совместно с Международной организацией тюркской культуры ТЮРКСОЙ. 3 февраля 2016 года глава киргизского МИДа Эрлан Абдылдаев встречался с генеральным секретарем другой пантюркистской организации – Совета сотрудничества тюркоязычных стран Рамилем Гасановым, обсудив с ним подготовку к 6-му саммиту организации, который должен пройти в Киргизии, и II Всемирным играм кочевников.

В начале февраля турецкий премьер Ахмет Давутоглу посетил Казахстан. Его главной целью, как полагают аналитики, было использование авторитета президента Нурсултана Назарбаева для того, чтобы он помирил глав государств Турции и России Реджепа Эрдогана с Владимиром Путиным. Но экономические связи между двумя странами также не были забыты. Интерес Анкары в ходе этого визита заключался в том, чтобы снизить энергетическую зависимость от России, получив доступ к нефтегазовым ресурсам Казахстана. Турция, в частности, заинтересована в получении казахстанской нефти после начала ее добычи на Кашагане. Поставляться она может танкерами в Азербайджан и далее по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан в Турцию. Кроме того, Турция хотела бы подключения Казахстана к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), что, впрочем, учитывая особенности маршрута и сложности с логистикой, не очень реалистично. Важным моментом для Турции является и выстраивание новых транспортно-логистических маршрутов в обход России. Анкара активно участвует в проработке маршрута доставки грузов из Китая через Центральную Азию и Каспийское море в Европу, южная ветка которого должна пройти по ее территории.

В декабре турецкий премьер провел переговоры в Азербайджане, где его, как и в Казахстане, также интересовали транспорт и углеводороды. Результатом переговоров стала договоренность ускорить реализацию проекта TANAP, который позволит доставлять азербайджанский газ по новому газопроводу через Грузию в Турцию и далее в Грецию и Италию. Объем поставок по нему будет не очень велик (16 млрд куб. м в год), но в условиях, когда в Турции всерьез опасаются энергетической блокады со стороны РФ, TANAP позволит частично компенсировать дефицит газа. Проблема в том, что первые поставки по нему намечены на конец 2018 года, а до этого срока еще надо дожить. Но азербайджанского газа, чтобы обеспечить дальнейшее увеличение объема поставок, недостаточно. Большие запасы природного газа есть в Иране и Туркмении. Но Тегеран является стратегическим союзником Москвы на Ближнем Востоке и вряд ли примет участие в угрожающих ее интересам проектах. Вариант с Туркменией политически более подходящий. В январе на встрече глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Турции и Туркменистана в Ашхабаде турецкая сторона даже заявила, что Анкара и Баку желают включения Туркменистана в TANAP. Но этому препятствует проблема международно-правового статуса Каспийского моря, без урегулирования которой построить газопровод через него нельзя.

Еще один совместный проект с участием Азербайджана – строительство железной дороги Баку–Тбилиси–Карс. В декабре Эрдоган обсуждал его реализацию на переговорах с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили. Дорогу протяженностью 826 км начали строить еще в 2007 году и до сих пор не могут завершить из-за юридических сложностей. Предполагается, что ее пропускная способность составит 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов в год, а годовой товарооборот между Азербайджаном, Грузией и Турцией увеличится до 10 млрд долл. в год. Завершение строительства, намеченное на третий квартал этого года, позволит включить в транспортно-логистические цепочки и страны Центральной Азии, до сих пор торговавшие с Турцией главным образом через территорию России.

В перспективе активные усилия Турции по развитию экономических и культурных связей с тюркскими странами СНГ способны оживить потерявший было актуальность пантюркистский проект. Именно отсутствие прочной экономической базы стало причиной краха этого проекта в первые годы после распада Советского Союза. Теперь же Турция может частично исправить прежние ошибки, значительно усилив свое экономическое присутствие в тюркоязычных республиках бывшего СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1092
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1359
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1388
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1092

Другие новости