0
21724
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.02.2016 00:01:00

Ближневосточный кризис и вызовы международного терроризма: уроки для России

Андрей Арешев

Об авторе: Андрей Григорьевич Арешев – политолог, эксперт Фонда стратегической культуры.

Тэги: ближний восток, сирия, вкс, антитеррор, беженцы, турция


ближний восток, сирия, вкс, антитеррор, беженцы, турция Авиагруппа ВКС РФ дислоцируется на аэродроме Хмеймим в Сирии. Фото с сайта www.syria.mil.ru

Начало ближневосточной операции российских военно-космических сил, успехи сирийской правительственной армии в борьбе с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация) и иными радикальными вооруженными группировками ознаменовали собой качественно новую ситуацию на Ближнем Востоке в целом. Решения российского руководства стали безальтернативными и с точки зрения обеспечения национальной безопасности нашей страны на дальних рубежах. Захват террористическими бандами крупной арабской страны угрожал бы экспансией в сторону российских границ с перспективой переноса боевых действий на территорию нашей страны.

Ближневосточный кризис будет еще длительное время оказывать серьезное влияние на внутрироссийскую повестку дня, включая вопросы межэтнических отношений и конфессионального диалога. Уже сегодня острота имеющихся проблем в полной мере осознается представителями экспертного сообщества.

Хлынувший в Европу поток беженцев (при как минимум организационном содействии ряда внешних структур), вполне возможно, станет фактором радикализации местных мусульманских общин. В этой связи можно предположить, что ситуация с безопасностью в Европе будет ухудшаться и в дальнейшем. Нередки случаи, когда под видом помощи беженцам в европейские страны перебрасываются отнюдь не гуманитарные товары. Таким образом, вслед за молодыми, здоровыми, хорошо обученными боевиками, переправившимися в Европу под видом беженцев, следуют вполне ожидаемые «сюрпризы». При этом сложно предположить, что в таких странах, как, например, Германия и Австрия, службы безопасности работают неэффективно. Периодически их представители выступают с тревожными заявлениями, однако скорее всего речь идет об утрате государственными органами субъектности в принятии решений, и теперь не они решают, из каких стран принимать беженцев и в каком количестве. Речь не только об американской системе «Эшелон» и других структурах, плотно удерживающих европейские страны под неусыпным контролем. Например, некоторые заявления турецких официальных лиц позволяют предположить, что ранее обещанное Анкаре европейское денежное вспомоществование в размере 3 млрд евро их не устраивает, и счет за мифическое спокойствие Старого Света могут увеличить еще на 5 млрд.

Решение российских властей приостановить действие безвизового режима с ближневосточной страной, стремящейся регулировать новое «великое переселение народов», а также ряд других мер по ограничению активности турецких партнеров на российской территории выглядят своевременными. И для России, которой также угрожает раскол общества по цивилизационному признаку, важно не повторить ошибок «европейских партнеров», позволяющих широкому спектру внешних игроков манипулировать чувствительными вопросами собственной безопасности. Так называемый арктический маршрут переправки мигрантов с Ближнего Востока не обошел Москву и некоторые другие российские регионы, и этим проблемы не исчерпываются. Интересно также, что в ноябре прошлого года национальный состав мигрантов с Ближнего Востока через Мурманскую область качественно изменился. В частности, сирийцев, отличающихся относительно высоким уровнем образования, среди мигрантов почти не осталось: их сменили граждане Афганистана и ряда других стран – от Бангладеш до африканской Республики Того. Террористические акты во Франции стали своего рода отправной точкой нового этапа давления на европейское общественное мнение. Особенно отличаются здесь крупные американские и отчасти британские СМИ, запугивая европейцев грядущей «гибелью Европы» – либо под ударами могущественного, трудноуловимого и вездесущего «Исламского государства», либо со временем под напором мигрантов, зазываемых в Европу в значительной степени стараниями англосаксонских информационных ресурсов и социальных сетей.

Несмотря на некоторую активизацию «антиигиловской» риторики и высказывания отдельных представителей Государственного департамента, реальных признаков отхода США от сотрудничества с радикальными террористическими организациями и с союзниками, поддерживающими террористов, нет и не предвидится. По мнению главы российского парламента Сергея Нарышкина, действия и политика так называемого западного блока во главе с Вашингтоном по смене неугодных правительств являются главной причиной и роста терроризма, и глобального миграционного кризиса в ближневосточном регионе.

Вопрос о том, как могут США и их региональные союзники, с одной стороны, якобы воевать с террористами, а с другой – финансировать и вооружать их, вразумительного ответа не имеет и иметь не будет. Вероятно, какие-то договоренности если и возможны, то их соблюдение – под большим вопросом. Международный терроризм как был, так и будет оставаться средством реализации конкретных геополитических и экономических интересов. Например, трудно не согласиться с тем, что крушение российского самолета над Синаем стало болезненным ударом для Египта, демонстрировавшего понимание позиции Москвы по актуальным вопросам региональной безопасности.

Таким образом, перспективы создания широкой антитеррористической коалиции вряд ли возможны, и Россия будет продолжать действовать в максимально неблагоприятной среде – хотя бы потому, что следствием российской военной операции стал серьезный ущерб действующим в Сирии протурецким, прокатарским и просаудовским группировкам. Об этом свидетельствует и активизировавшаяся антироссийская риторика ангажированных странами Запада и монархиями Персидского залива так называемых правозащитных организаций, в том числе аффилированных со структурами ООН, а также неприкрытый акт агрессии со стороны Турции, имевший место 24 ноября 2015 года. Максимум, чего можно достичь, – это координации действий по отдельным техническим вопросам, таким как выработка механизмов по недопущению инцидентов в воздухе, либо же содействие со стороны россиян действиям ВВС некоторых европейских стран.

По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, ключевым компонентом достижения режима прекращения огня является перекрытие контрабанды через турецко-сирийскую границу, через которую идет подпитка боевиков и без пресечения которой сложно рассчитывать, что действительно режим прекращения огня сможет состояться. По некоторым оценкам, на территории Сирии действует более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включающих более 70 тыс. человек, зачастую иностранных наемников, что позволяет говорить не только о гражданской войне в Сирии.

В любом случае необходимой предпосылкой для начала политического диалога о будущем Сирии является прекращение поддержки террористических банд их основными внешними спонсорами, установление правительственными силами надежного контроля над границами (прежде всего с Турцией) при безусловных гарантиях безопасности и суверенитета сирийского государства. В условиях бессилия и ангажированности международных организаций предоставить такие гарантии может только Россия и ее союзники в борьбе с международным терроризмом.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1538
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1739
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1846
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4198

Другие новости