Граждане Молдавии требуют досрочных выборов в парламент. Фото с сайта www.europalibera.org
События января 2016 года в Молдавии создали ожидания скорых политических перемен. Основанием для этого стали многотысячные митинги протеста, организованные оппозицией, на которых звучали требования проведения досрочных выборов в парламент, борьбы с коррупцией в коридорах власти.
Уверенность оппозиции в достижении поставленных целей подкреплялась метаниями проевропейских партий и президента с выбором кандидатуры премьер-министра, что стремительно приближало досрочные выборы в парламент. Однако угроза потери власти заставила саму власть действовать более активно. В сжатые сроки была предложена кандидатура премьер-министра, которая была поддержана парламентом. В итоге премьер-министром Молдавии стал Павел Филип.
События в Молдавии, несмотря на кажущуюся схожесть с «революциями» в других странах постсоветского пространства, имеют принципиальные отличия. Это позволяет говорить об иных процессах, происходящих в молдавском обществе, и других задачах основных сил данного конфликта.
Прежде всего обращал на себя внимание состав оппозиции. Протестные акции организовали политические силы, которые придерживаются диаметрально противоположных внешнеполитических стратегий. «Наша партия» Ренато Усатого и Партия социалистов Игоря Додона декларировали стремление изменить направленность внешней политики – с проевропейского на российский вектор. Лидеры данных политических сил выступают за восстановление экономических и политических отношений с Россией, рассматривая этот разворот в качестве одного из ключевых факторов улучшения ситуации в стране, а вместе с этим и социального положения населения. С другой стороны, гражданская платформа «Достоинство и правда» (DA), возглавляемая Андреем Нэстасе, изначально занимала проевропейские позиции. В итоге альянс политических сил, занимающих противоположные позиции по вопросам внешней политики, был направлен на то, чтобы с помощью досрочных выборов изменить расстановку сил в молдавском парламенте. Для этого они использовали массовое недовольство населения своим экономическим положением. Кроме того, действия лидеров оппозиции подстегивали предварительные оценки, согласно которым в случае проведения досрочных выборов они могли получить большинство мест в законодательном органе.
Еще одним отличием молдавских событий стала заинтересованность оппозиции проводить действительно мирные акции протеста, пресекая провокации. Подобная установка объяснялась несколькими факторами. Во-первых, не допустить силового сценария, что дало бы повод для обвинений в осуществлении государственного переворота. Во-вторых, нарушение закона привело бы к дискредитации оппозиции. В результате в отличие от украинских событий 2014 года, когда митингующие сознательно провоцировали столкновения, в Молдавии оппозиция действовала с точностью наоборот.
Стоит отметить наличие внутренних противоречий в оппозиционном движении. Лидеров оппозиционного движения объединяют борьба за власть и отсутствие общей и согласованной программы. Не случайно после фактического провала ультиматума властям, выдвинутого в конце января, оппозиции потребовалось время, чтобы определить свои дальнейшие шаги.
В отличие от других постсоветских стран, где сталкивались интересы крупнейших финансово-промышленных групп, в Молдавии протесты направлены против фактического лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка, который доминирует в молдавской политике и экономике. Лидеры оппозиции рассчитывали с помощью массовых выступлений ослабить позиции лидера демократов, который, устранив с политического поля лидера либерал-демократов и фактически разгромив молдавских коммунистов, укрепил свое влияние в органах власти. Контроль над правительством, глава которого ориентируется на интересы Плахотнюка, мощные позиции в правоохранительной системе и влияние в парламенте сделали Плахотнюка реальным «владельцем» Молдавии.
Принципиально важной особенностью молдавских событий является позиция западных стран. В отличие от событий в Грузии и Украине, в которых западные страны принимали самое активное участие, а политическое давление на действующие власти фактически было решающим фактором в обеспечении победы оппозиции, в Молдавии все было иначе. Волеизъявление народа, выступающего против коррупции и борющегося за свои права, неожиданно оказалось неинтересным западным странам, которые были больше обеспокоены угрозой смены внешнеполитического курса. Соответственно оппозиционные выступления были лишены международной поддержки и широкого освещения в средствах массовой информации.
Несмотря на то что проевропейский курс молдавского парламента ухудшил и без того непростую социально-экономическую ситуацию и привел к политическому кризису, массовые выступления оппозиции имеют невысокие шансы добиться роспуска парламента. Так, согласно законодательству Молдавии, существует лишь несколько конкретных ситуаций, при которых парламент может быть распущен. Кроме того, молдавское законодательство не предусматривает самороспуск парламента и проведения досрочных выборов. Наконец, законодательство Молдавии предусматривает, что за полгода до избрания президента парламент не может быть распущен. Как известно, полномочия молдавского президента заканчиваются в марте этого года. Соответственно требования оппозиции входят в противоречие с законодательством.
Маловероятно, что ультиматумы оппозиции, выдвигаемые властям Молдавии, достигнут цели. В стране действует президент, избрано правительство. Свое слово сказал Конституционный суд Молдавии, который признал законным избрание нового премьер-министра. В итоге формально Кишинев имеет легитимную власть, которая опирается на поддержку ЕС и США. В этом случае власти будут демонстрировать готовность к компромиссам, занимая жесткую позицию по принципиальным вопросам.
В краткосрочной перспективе молдавские власти будут заинтересованы ослабить Додона и его фракцию в парламенте. Как показывает история современной молдавской политики, компромат и финансовые ресурсы оказываются в этом вопросе весьма эффективными.
Дальнейшее развитие событий в Молдавии будет проходить под влиянием приближающегося периода избрания президента страны. В конце марта 2016 года истекает срок полномочий молдавского президента. Значит, у парламента будет несколько месяцев и две попытки, чтобы избрать главу государства. Политический торг, который развернется в парламенте, будет происходить при активном вовлечении в этот процесс западных стран, для которых сохранение Молдавией проевропейского курса является ключевой задачей.