Казнь шиитского проповедника подняла волну антисаудовских протестов в Иране. Фото Reuters
Саудовская Аравия осуществила провокацию: 2 января этого года казнила шиитского деятеля из Восточной провинции Нимру ан-Нимру, будучи в полной уверенности, что Иран на эту провокацию «поведется». Произошел известный разгром посольства Саудовской Аравии в Тегеране и консульства в Мешхеде.
5 января Совет Безопасности ООН осудил нападения на саудовские дипмиссии и призвал иранские власти обеспечить защиту дипломатических объектов и персонала в соответствии с международными обязательствами. В совместном заявлении члены Совбеза призвали Эр-Рияд и Тегеран поддерживать диалог и предпринять шаги для снижения напряженности в регионе. Этого Саудовской Аравии показалось недостаточно; Эр-Риян хочет, чтобы СБ принял резолюцию с санкциями в отношении Ирана и иранских группировок, в первую очередь дислоцированной в Ливане «Хезболлах» и особого отряда Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Сил Кодс».
Саудовская Аравия действует по алгоритму, опробованному на Ливии. 9 января в Эр-Рияде состоялось экстренное заседание глав МИД Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ – Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар), на котором было принято решение о солидарности с Саудовской Аравией, осуждении Ирана, неспособного обеспечить работу иностранных диппредставительств, вмешивающегося во внутренние дела других государств и являющегося спонсором террористических группировок в регионе.
10 января в Каире состоялось заседание глав МИД членов Лиги арабских государств (ЛАГ), на котором было закреплено указанное выше решение. Было принято решение о формировании рабочей группы в составе ОАЭ, Египта и Кувейта, призванной вынести это решение на уровень ООН. Важно отметить, что Ливан, член ЛАГ, воздержался от голосования, протестуя против того, что в документах министерской встречи содержится квалификация «Хезболлах» как террористической организации.
С целью развить и усилить антииранское дипломатическое наступление Саудовская Аравия планирует созвать в Джидде совещание министров иностранных дел исламских государств с той же антииранской повесткой.
Параллельно ведется работа по доказательству того, что «Хезболлах» и КСИР – террористические организации, а Иран – спонсор терроризма. В Восточной провинции Саудовской Аравии в начале января происходили события с «неустановленными участниками», что может быть свидетельством в пользу того, что это – провокации самих саудовцев. Был обстрелян неизвестными лицами автобус Aramco (без жертв и ранений), была перестрелка в Эль-Аваммийе, родном городе ан-Нимры и т.п. В саудовской прессе, издающейся и на английском, продолжается давно идущая кампания по обвинению Ирана в спонсорстве международного терроризма. С целью воздействовать на американцев в антииранском духе публикуются материалы о том, что крупный теракт против американцев на территории Саудии – взрыв 15 июня 1996 года в ХобарТауэрс, большом жилом комплексе, где жили американские летчики (погибли 19 человек, 372 получили ранения различной степени тяжести), был организован «Хезболлах», хотя доказано, в том числе в саудовском суде, что это была «Аль-Каида». (Правда, саудовцы предпринимают усилия, чтобы доказать, что «Аль-Каида», саудовская креатура, является креатурой Ирана.) В Бахрейне на днях была раскрыта террористическая сеть с указанием «имен, явок, паролей», созданная, по утверждению властей, КСИР и «Хезболлах». В Кувейте прошел судебный процесс над двумя десятками «шиитских террористов», связанных с Ираном. США подыграли Саудовской Аравии. 19 декабря 2015 года президент Барак Обама подписал закон, который усиливает санкции против организации «Хезболлах» как террористической.
Для достойного отпора вероятным силовым действиям Ирана в ответ на провокацию с казнью ан-Нимры Саудовская Аравия заранее объявила о создании «исламской военной антитеррористической коалиции». Еще месяц назад в срочном порядке была анонсирована «исламская антитеррористическая военная коалиция», в которую вошли 34 государства: сама Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Сомали, Габон, Гвинея, Палестина, Коморские Острова, Катар, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мали, Мальдивская Республика, Малайзия, Египет, Марокко, Мавритания, Нигер, Нигерия и Йемен. Примечательно то, что Саудовская Аравия стремится вовлечь в эту коалицию такие государства постсоветского пространства, как Казахстан, Киргизстан, Таджикистан.
Коалиция была названа «антитеррористической»: Саудовская Аравия попыталась ориентировать ее против тех шиитских группировок – политических, национально-освободительных и сепаратистских, которые действуют в суннитских государствах и часть которых ориентируется на Иран и Тегераном поддерживается в разных формах. Это стало абсолютно неудачной инициативой: несколько государств (Ливан, Малайзия, Пакистан, Индонезия) сразу заявили о том, что они узнали о своем «членстве» в коалиции из СМИ). Другие (типа Ливии, Йемена, Сомали, Палестины) промолчали, так как они вообще не существуют в качестве суверенных государств. До третьих (типа Коморских Островов и Мальдивской Республики) новость, наверное, не успела дойти.
Но и Иран все это время не сидел сложа руки. Тем более что сами саудовцы сильно «подставились». В ночь на 6 января их авиация нанесла ракетный удар по зданию иранского посольства в столице Йемена, Сане. Это дало повод Ирану обратиться в Совет Безопасности ООН, что и сделал министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф, который обратился к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с открытым письмом. В нем он просит генсека принять меры в отношении «некоторых людей» в Эр-Рияде, которые своими «провокациями» стремятся погрузить ближневосточный регион в затяжной кризис. И в качестве таковой указывает как раз на то, что саудовцы разбомбили здание иранского посольства в Сане.
И обвиняет, прямо скажем, не без оснований в поддержке терроризма и в прямом участии саудовцев в террористических группировках, считающихся таковыми Совбезом ООН. В открытом письме Джавад Зариф обвиняет Эр-Рияд в финансировании терроризма на Ближнем Востоке. Более того, указывает он, «большинство членов «Аль-Каиды», «Талибана», «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» – саудовские граждане».
Саудовская Аравия в полной мере использует имеющийся раскол по линии «суннизм-шиизм». Но антишиизм как метод антииранской мобилизации начал давать нежелательные для саудовских властей результаты. С одной стороны, ожесточенный антишиизм в Саудовской Аравии привел к тому, что усилился раскол между суннитами и шиитами – раскол, имеющий территориальное измерение, то есть тяготеющий к сепаратизму. В Восточной провинции Саудовской Аравии уже провозглашена (правда, пока только в Twitter) Республика Эль-Катифа и Эль-Хасы. Антишиизм оказался также удобной формой легализации проникновения «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России группировка) в Саудовскую Аравию. Там было провозглашено пять вилаетов (филиалов) ИГ, которые не предприняли ничего, кроме антишиитских терактов в самой Саудовской Аравии и соседнем Кувейте.
С другой стороны, на Ближнем Востоке обостряются шиитско-шиитские противоречия по национальной (страновой) линии – тенденция, до сих пор не замеченная экспертами. Эти противоречия связаны со святыми местами шиитов в Сирии и Ираке. Тегеран в Сирии мобилизует шиитов из Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Афганистана и Пакистана на решение своих геополитических задач под предлогом защиты шиитских святынь – центров паломничества шиитов всего мира, например мечети Зейнаб, внучки пророка Мухаммада в Дамаске, где с некоторых пор воцарились иранцы, вытеснив оттуда местное арабское духовенство. Святыни – места паломничеств в Ираке – в Кербеле, Неджефе и других городах также контролируют иранцы во главе с престарелым великим аятоллой Али Систани, на чье место метит молодой шиитский лидер – араб Муктада ас-Садр. Паломнический туризм – чрезвычайно выгодный бизнес, соизмеримый с нефтяным трейдингом и торговлей оружием. Местное, арабское шиитское духовенство в Сирии и Ираке готово присоединиться к родственной в национальном отношении силе, которая прогонит персидских «узурпаторов» и будет способствовать возвращению святых мест шиизма в Сирии и Ираке местному, арабскому духовенству.
В Саудовской Аравии выдвигаются «младоаравийцы», олицетворением которых является министр обороны и наследник наследника престола принц Мухаммад бен Сальман. Не отказываясь от суннизма, но очищая его от антишиитских крайностей ваххабизма, они делают ставку на арабскую солидарность как орудие национальной консолидации и внешней политики, ориентированной и на Сирию, Ирак, а также на Иран, в котором проживает немалый процент арабов.
Важным событием последнего времени явилось то, что Саудовская Аравия через Бахрейн, который является и де факто, и де юре саудовским сателлитом, совершила конкретное действие с использованием фактора арабской солидарности в виде ослабления и раскола Ирана. В конце декабря парламент Бахрейна принял резолюцию, в которой объявил Ахваз – историко-географический регион и провинцию на территории Ирана, в которой проживают арабы-шииты и в которой сосредоточены углеводороды Ирана, оккупированной арабской страной.