Вопросы в Верховной раде часто решаются в кулачных боях. Фото Reuters
Нынешний год может стать одним из сложных за все годы независимого существования украинского государства. Сложившиеся в 2014–2015 годах тенденции сохраняют риски для политического и экономического развития Украины, заставляя критически оценивать перспективы развития украинского государства.
Ключевой проблемой Украины остается ситуация в экономике. Падение ВВП и высокий уровень инфляции вернули страну в 90-е годы. Сокращение объемов производства, межрегиональной торговли стало отражением экономической политики украинского правительства. Ситуация в экономике оказала негативное влияние на положение населения, значительная часть которого оказалось за чертой бедности и озабочена проблемой выживания.
Несмотря на негативные последствия для украинской экономики, украинские власти настойчиво реализовывали создание зоны свободной торговли с ЕС и расширение политических отношений с западными странами. Подобный разворот внешней политики Украины при одновременном сворачивании торгово-экономических отношений с РФ усиливали негативные процессы в украинской экономике. Впрочем, экономические реалии не изменили подходов Киева к дальнейшему развитию отношений с ЕС и США. Украинская элита видит в этом возможность продлить свое нахождение во власти, рассматривая западные страны в качестве ключевого партнера.
Внутри страны политической элите нечего предложить собственному населению. Украинские власти настойчиво убеждают своих граждан в приверженности европейскому курсу, необходимости проведения реформ и борьбе с коррупцией. Подобные заявления стали неотъемлемой риторикой Киева.
Усиление роли националистических партий и антироссийский курс вызвали волну протестных настроений. Недовольство населения проводимым курсом проявилось в первую очередь на юго-востоке страны, который с 2014 года оказался под сильным давлением Киева. Используя радикальных националистов и правоохранительные органы, украинские власти устранили политических оппонентов и пресекли протестное движение. Однако в 2015 году негативные оценки политики президента, правительства и парламента стали нарастать на западе страны. Население западноукраинских областей ожидало совсем не таких результатов от государственного переворота 2014 года, который преподносился в качестве очередной «революции», открывающей двери в ЕС. В итоге среди населения западных регионов нарастает разочарование в своей национально ориентированной элите.
Ухудшение ситуации в экономике и снижение жизненного уровня населения происходит на фоне обострения внутриполитической борьбы. Прошлогодний конфликт главы государства Петра Порошенко с Игорем Коломойским продемонстрировал стремление крупного бизнеса расширить свое влияние и высветил планы президента – ограничить политические амбиции олигархов. Реализации планов президента способствуют фактически суперпрезидентские полномочия и административный аппарат, который дает Порошенко мощные рычаги воздействия. В свою очередь, представители крупного бизнеса, недовольные политикой президента, вкладывают средства практически во все крупные политические проекты. В условиях отсутствия у Порошенко устойчивой поддержки в парламенте подобное соперничество усиливает политическую неопределенность, порождая обсуждение различных сценариев проведения досрочных выборов в парламент, а в случае обострения ситуации и досрочные выборы президента.
Вопрос о переформатировании парламента стоит весьма остро. Верховная рада оказывает деструктивное влияние, препятствуя решению экономических задач и достижению политической стабильности. Пришедшие в парламент представители добровольческих батальонов и случайные люди не понимают стоящих задач и больше обеспокоены отстаиванием узкогрупповых и корпоративных интересов. Вопросы внутренней и внешней политики рассматриваются националистическими партиями через призму идеологического радикализма. Подобные претензии можно адресовать и правительству. Макроэкономическая ситуация в Украине последних двух лет говорит о некомпетентности высших должностных лиц.
На фоне сложной ситуации в экономике и отсутствия предпосылок для экономического роста, непрекращающейся борьбы за полномочия между президентом и парламентом неурегулированной остается ситуация в Донбассе. Многочисленные переговоры и договоренности не приблизили конфликт к завершению. В конце 2015 года лидеры России, Украины, Франции и Германии договорились о продлении Минских соглашений. Однако их выполнение сталкивается с рядом трудностей. Главной из них является позиция значительной части политических сил, представленных в украинском парламенте. Их консолидированная позиция позволяет блокировать принятие конституционных изменений, что предполагают Минские соглашения. Кроме того, они оказывают мощное давление на Порошенко, фактически сковывая его возможности для политического маневра и выполнения взятых обязательств. В итоге доминирование в Верховной раде представителей радикальных националистических сил оставляет мало шансов на урегулирование конфликта в Донбассе в соответствии с условиями, зафиксированными в Минских соглашениях.
Позиция украинских националистов понятна, поскольку роль защитника территориальной целостности Украины позволяет поддерживать им свои рейтинги. Кроме того, интерес к Донбассу, его проблемам, а в более широком плане – к вопросам будущих отношений Киева с регионами усиливается в периоды политической активности. В последний месяц острая схватка происходит за финансовые ресурсы в регионах, которые получили значительные бюджетные средства. Раздел региональных бюджетов в областных и городских советах превратился в ключевую задачу основных политических игроков, заслоняя собой все остальные проблемы.
После событий 2014 года на повестку дня был поставлен вопрос о принципах развития украинского государства. Украинские элиты оказались не готовыми к этой дискуссии, сделав ставку на унитарное развитие Украины и силовое решение межрегиональных проблем. Кроме этого, Порошенко продолжает курс на тотальную украинизацию. В итоге власти проводят курс на безальтернативное укрепление украинской нации, игнорируя интересы русскоязычного населения.
Политические и экономические процессы в Украине будут определяться тенденциями, которые сложились за последние два года в экономической сфере, – борьбой за стремительно уменьшающиеся ресурсы, дальнейшим обнищанием населения и ростом безработицы. Не менее драматично будет развиваться ситуация в политической области. Столкновение интересов бизнеса и президента, борьба за полномочия между парламентом и главой государства, сохраняющиеся попытки провести конституционную реформу будут сохранять политическую нестабильность, отодвигая решение ключевых проблем Украины.