Несмотря на сохраняющиеся между участниками форума разногласия, Франсуа Олланд и Лоран Фабиус надеются на успех COP-21. Фото Reuters
Cегодня в пригороде Парижа Ле-Бурже открывается Конференция ООН по вопросам изменения климата (COP-21). После серии терактов в Париже министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, который выступит в роли председателя СОР-21, заявил, что конференция не будет отменена, но пройдет с повышенными мерами безопасности.
Форум, в котором, как ожидается, примут участие более 147 глав государств и правительств, должен выработать новое международное соглашение взамен Киотского протокола 1997 года. Оно призвано обеспечить консолидацию международных усилий по снижению нагрузки на климатическую систему. А это позволит ограничить влияние тепловых волн, ливней и наводнений, способных нанести ущерб урожаям и источникам питьевой воды, а также не допустить опасного повышения уровня Мирового океана.
Президент Франции Франсуа Олланд предупредил, что конференция может оказаться последним шансом спасти планету. «В Париже мы постараемся ответить на один главный вопрос. Способно ли человечество решить: спасем ли мы жизнь на этой планете? Если мы не примем это решение в Париже… то потом будет слишком поздно», – заявил Олланд, выступая на Генассамблее ООН в конце сентября в Нью-Йорке.
Главная задача Парижской конференции – подписание глобального и юридически обязывающего соглашения, позволяющего ограничить повышение температуры на планете двумя градусами Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. «Два градуса – это среднестатистическая температура, – поясняет специальный посланник Франции по климату Николя Юло. – Если вы посмотрите на Северный или Южный полюса, то там температура повышается как минимум в три раза быстрее. К сожалению, остановить глобальное потепление полностью не получится. Все ученые говорят, что феномен глобального потепления уже необратим».
Но если человечество не будет и впредь ничего предпринимать для снижения темпов глобального потепления, то к концу ХХI века средняя температура на планете может повыситься на шесть градусов. Уже почти никто не оспаривает тот факт, что в случае подтверждения этого прогноза все земляне столкнутся с суровыми испытаниями. России глобальное потепление угрожает, в частности, опустыниванием больших территорий, сокращением биоразнообразия, увеличением числа природных катаклизмов.
Поэтому участники форума должны принять ряд конкретных мер по ограничению выбросов в атмосферу парниковых газов, которые влияют на повышение средней температуры. К середине ноября 155 стран из 195 представили организаторам свои обязательства по снижению выбросов и переходу на «чистые» виды энергии. Однако ни одно из этих предложений не является достаточным, чтобы избежать повышения температуры.
Владимир Путин, выступая на Генассамблее ООН, подчеркнул, что Россия в рамках вклада в борьбу против глобального потепления к 2030 году намерена ограничить выбросы парниковых газов до 70–75% от уровня 1990 года. На 25% запланировано снижение энергоемкости ВВП России к 2025 году, на 60% – уменьшение вредных выхлопов автотранспорта к 2030-му.
Текст 55-страничного итогового соглашения по климату, который должен быть одобрен участниками конференции, был представлен прессе месяц назад. Он начинается с формулировки политической базы соглашения: изменение климата не должно превышать двух градусов, в борьбе с глобальным потеплением должны участвовать все страны, выбросы углекислого газа должны сократиться вдвое. Для этого предлагается принять законы, мобилизовать технические и финансовые средства, которые помогут странам справиться с поставленной задачей.
«Но на сегодняшний день текст соглашения не предполагает юридических гарантий того, что страны будут воплощать подписанные в Париже договоренности. Дело в том, что некоторые страны отказались от такого условия, – говорит французский климатолог Пьер Радан. – ООН не имеет полномочий, чтобы заставить эти страны принять данные условия. Юридически это входит в область национального суверенитета – каждая страна решает сама, какие обязательства она согласна на себя взять».
Главным предметом споров между странами являются так называемые принудительные обязательства, которые должны быть зафиксированы в итоговом документе. Франция настаивает на создании специального органа, уполномоченного правом проверки исполнения странами договоренностей, а также правом наложения санкций в случае их невыполнения.
Однако реализацию планов Франции может осложнить позиция США, которые выступают против необходимости устанавливать юридически обязательные нормы. Об этом, в частности, заявил госсекретарь Джон Керри в недавнем интервью Financial Times. По его мнению, новое соглашение «определенно не будет» юридически обязывающим документом. Не удивительно, что Фабиус выразил сожаление по поводу высказываний Керри: «Формулировка могла бы быть более позитивной».
Несмотря на то, что президент США Барак Обама в целом поддерживает подписание нового соглашения, в его администрации опасаются, что контролируемый Республиканской партией сенат откажется ратифицировать документ, содержащий юридически закрепленные нормы. Республиканцы настроены скептически, считая, что реализация этих норм станет дополнительным бременем для национальной экономики.
Спорным вопросом остается финансовая поддержка развивающихся стран, которые требуют, чтобы на эти цели в соглашении была установлена сумма в 100 млрд долл. ежегодно. Эксперты, однако, полагают, что нет смысла называть конкретные цифры, так как документ заключается на многие годы и ситуация за это время может измениться.
Со своей стороны, богатые страны хотели бы, чтобы развивающиеся страны также внесли свой вклад в решение проблемы.
Взять хотя бы Китай, больше всех загрязняющий атмосферу. Его экономика на 66% зависит от использования угля в качестве топлива, и 25% выбросов углекислого газа на планете приходятся именно на Китай. Его руководство ранее уже заявляло о готовности сократить использование угля до 4,2 млрд т в год к 2020 году. Инициатива многообещающая, но в реальности эта цифра означает увеличение на 20% использования угля по сравнению с 2014 годом. Как предполагают в Пекине, в 2030 году страна достигнет пика по уровню вредных выбросов в атмосферу, а затем загрязнение пойдет на спад.
Кроме того, нет согласия и в том, какая именно глобальная долгосрочная цель должна быть указана в договоре. Евросоюз, в частности, настаивает на полном отказе от ископаемого топлива в течение столетия.
Россия заинтересована в успешной работе конференции. По словам советника президента РФ по вопросам климата Александра Бедрицкого, вероятность подписания соглашения в Париже, несмотря на сохраняющиеся разногласия, высока. «Риск существует всегда, но вероятность того, что соглашение будет подписано, скажем так, чрезвычайно высока», – сказал он на днях.
Разумеется, учитывая крайне напряженную международную обстановку, на полях конференции лидеры будут говорить не столько о климате, сколько об эффективности борьбы с глобальным терроризмом. В этой связи остается интригой, встретятся ли в Париже с глазу на глаз Путин и Обама, чтобы обсудить перспективы создания международного альянса по борьбе с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство». «Какая-то отдельная двусторонняя встреча пока не обговаривалась, – сообщил на прошлой неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – Вместе с тем мы прекрасно знаем, что при желании и в случае необходимости лидеры России и США используют многосторонние форматы для контактов друг с другом в той или иной форме».
Что же касается желания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана встретиться в Париже с Путиным, чтобы, как сообщило АР, преодолеть напряженность в отношениях между Анкарой и Москвой, то Песков отнесся к нему скептически. «Отдельно никакой встречи в Париже не проговаривается и не обговаривается, – заявил он. – И я не располагаю в настоящий момент информацией о запланированных телефонных беседах». В Кремле констатируют неготовность турецких властей принести извинения России в связи с атакой ВВС Турции на российский бомбардировщик Су-24.