Беженцы с Ближнего Востока требуют, чтобы их пропустили на территорию «богатой Европы». Фото Reuters
Традиционно концентрируя внимание на проблемах мировой экономики, G20 на саммите в Анталье признала глобальный характер европейского миграционного кризиса. Включить в повестку дня форума проблемы безопасности вынудили непрекращающийся приток в Европу ищущих убежище и возрастающая террористическая угроза в мире. Лидеры «большой двадцатки» выступили за «скоординированный» ответ и призвали направить усилия на «поиск жизнеспособных решений для беспрецедентного числа беженцев и внутренне перемещенных лиц в различных регионах мира».
Председатель Европейского совета Дональд Туск привел данные о 750 тыс. человек, которые подали заявления об убежище за девять месяцев 2015 года (за весь 2014 год в ЕС таких было зарегистрировано 626 тыс.). Традиционно пик миграционного притока приходится на апрель-май, пока не начинается период штормов, но на этот раз признаков уменьшения желающих попасть в Европу не наблюдается.
Европейский союз и Турция, которая приняла более 2 млн сирийских беженцев, ведут переговоры о Плане действий для сдерживания миграционного притока через Турцию в Грецию и далее в страны ЕС. На неофициальном саммите ЕС в Мальте 12 ноября лидеры ЕС заявили о желании усилить сотрудничество с Турцией по миграции и даже посвятить этому вопросу специальный двусторонний саммит. План действий ЕС предусматривает финансовую помощь Турции в 3 млрд евро (500 млн непосредственно из бюджета ЕС). В обмен на это предполагается, что Турция откроет свои рынки труда для беженцев, будет задерживать нелегальных мигрантов и ответственно выполнять Соглашение с Евросоюзом о реадмиссии. Со своей же стороны, Турция выдвигает к ЕС требования, гораздо более содержательные, чем простое согласие принять финансовую помощь: ускорение переговоров о вступлении в ЕС и отмена визового режима для своих граждан. В минувший вторник Европейская комиссия одобрила рамочный документ о предоставлении помощи Турции для урегулирования проблемы сирийских беженцев, а вчера обсуждала его в Брюсселе с премьером Ахметом Давутоглу. Однако СМИ отмечают, что найти 3 млрд евро будет непросто.
Как заявляет президент Реджеп Тайип Эрдоган, «Турция приняла 2,5 млн сирийских беженцев и 300 тыс. иракцев. Мы открыли им свои двери без всяких дискуссий». Он подчеркнул необходимость избегать смешения понятий «беженцы» и «потенциальные террористы». Эрдогана поддерживает президент США Барак Обама, который считает, что Турцию, Ливан и Иорданию нельзя оставлять без поддержки в вопросах приема беженцев: эти страны не могут одновременно содержать беженцев и гарантировать безопасность собственных граждан. Взрывы на окраине Бейрута всего за несколько дней до парижских терактов подтверждают справедливость данного высказывания. Обама не замедлил упомянуть и о финансовом вкладе США – 4,5 млрд долл. – в урегулирование сирийского кризиса.
Стремясь проиллюстрировать идею о глобальном характере миграционного кризиса, Юнкер указал, что каждый из 122 человек в мире – беженец, перемещенное лицо или ищущий убежище. «Если бы все они составляли население одной страны, – продолжил он, – это была бы 24-я по размерам страна в мире. Миграционный кризис – глобальная проблема, а проблемы такого рода требуют от нас общего ответа». Вопрос в том, готовы ли страны дать общий ответ и есть ли он у них? Европейская комиссия и глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн, председательствующий в Совете по иностранным делам, заявили о недопустимости связывать терроризм и поток беженцев из Сирии. Комиссия тверда в своей позиции, несмотря на то что ряд стран, прежде всего Польша, публично оспаривают политику ЕС и особенно уже согласованное решение о расселении 160 тыс. претендентов на убежище по всем государствам-членам. «Тех, кто спасается от варваров, нельзя считать варварами. Совсем наоборот», – сказал Ассельборн.
Отказывается видеть связь между беженцами и террористами и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. «Любое такое смешение было бы чрезвычайно опасным, контрпродуктивным для нашего общественного мнения и для нашего континента», – считает она. Фальшивый сирийский паспорт, найденный у тела смертника в парижском концертном зале «Батаклан», никак, однако, не подтверждает доводы лидеров ЕС, так же как и тот факт, что один из террористов был зарегистрирован в начале октября как мигрант, легально въехавший в ЕС через Грецию. Кого скорее послушают граждане – лидеров ЕС или политиков, критикующих их действия, например лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, которая говорит, что среди беженцев есть джихадисты? Или польского министра по делам ЕС Конрада Шиманского, заявившего, что его страна не намерена принимать беженцев с Ближнего Востока из-за угрозы терактов?
Правда, хотя Польша и заявила об отказе следовать квотам расселения, а премьер Венгрии Виктор Орбан предположил, что принудительные квоты лишь усиливают возможности террористов, Комиссия ЕС пока не получила ни одного официального уведомления от государств-членов об отказе следовать принятому в октябре решению о расселении претендентов на убежище. Они придерживаются своей обычной тактики: тихо саботируют невыгодные для себя решения. В общем-то четкая схема, которую Юнкер с таким трудом продавил, оказывается почти не осуществимой на практике. На днях комиссия сообщила о новом достижении расселения – 11 беженцев отправились в соответствии с квотами в одну из стран ЕС. Таким образом, число расселений достигло 158 человек (из 160 тыс.).
Собравшийся 20 ноября в Брюсселе на экстренное заседание Совет министров внутренних дел и юстиции обсудил три центральные проблемы – незаконный оборот оружия, перспективы принятия европейского Соглашения о передаче данных пассажиров авиарейсов, а также усиление контроля на внутренних границах ЕС посредством систематического и скоординированного контроля за пассажирами, прилетающими из горячих точек и пересекающими потом внутренние границы шенгенских стран. Речь идет как о гражданах ЕС, так и о мигрантах. Министры собираются вернуться к выполнению своих же решений, принятых в первой половине года. За несколько дней до этого французский министр внутренних дел Бернар Казнёв транслировал коллегам ожидания Парижа, главное из которых очередной пересмотр Шенгенского кодекса – регламента, регулирующего пересечение границ ЕС, который заменил с 2006 года Шенгенские соглашения. Франция никоим образом не настаивает на каких-то определенных изменениях правил пограничного контроля и тем более далека от намерений покончить с проектом шенгенской зоны без границ. Чего добивается Франция – более тщательной проверки всех путешественников, включая граждан ЕС, на предмет выявления боевиков. В начале года французские предложения не встретили поддержки у других государств-членов. Помимо серьезных политических издержек – посягательств на свободу передвижения, дискриминации граждан ЕС по принципу их происхождения – министры предвидели еще и чисто технические трудности: длинные очереди в аэропортах, расходы на зарплату многочисленных контролеров и установку спецоборудования.
Президент Франции Франсуа Олланд вновь подчеркнул необходимость строгого контроля внешней границы ЕС. Некоторые из восьми участников парижских терактов 13 ноября побывали в Сирии. Так же как и лидеры ЕС, Олланд подчеркнул важность того, что «Европа должна подобающим образом встречать тех, кто имеет законное право на убежище, а тех, кто не может претендовать на статус беженца, отправлять обратно в те страны, откуда они прибыли. Для этого следует укреплять внешние границы. В противном случае под угрозой окажутся границы внешние, а это способно привести к развалу Евросоюза».
Что касается охраны внешней границы, то еще в мае Комиссия ЕС разработала «критерии риска» для пограничников, на основе которых следует усилить контроль за пересечением границы молодыми людьми в возрасте 18–25 лет, прибывшими из стран, близких к зонам военных конфликтов. Страны, расположенные по периметру Евросоюза, широко применяют эти критерии, для чего также задействованы базы данных Шенгенской информационной системы нового поколения и Интерпола. Комиссия же намеревается до конца года вернуться к предложениям о законодательстве по созданию европейского пограничного корпуса – наднациональной структуры для охраны внешних границ, а также о пакете мер «Умные границы», направленном на идентификацию путешественников, пересекающих границу ЕС. В рамках Комитета внутренней безопасности ЕС, включающего представителей национальных спецслужб, обсуждается решение о контроле за всеми гражданами ЕС, путешествовавшими в места боевых действий за пределами союза. Похоже, что баланс между свободой и безопасностью может качнуться в сторону безопасности, как это случилось в Евросоюзе в середине нулевых.