Выборы в органы власти стабильности Украине не принесли. Фото Reters
Последние решения украинской власти, направленные на дальнейшее сворачивание торгово-экономических отношений с Россией, а также сохранение курса на обострение ситуации в Крыму, стали очередными и скорее всего не последними шагами Киева в реализации антироссийской политики.
Последние два года наглядно продемонстрировали, что президент Петр Порошенко, правительство и Верховная рада руководствуются не экономическими интересами и стремлением достижения политической стабильности. Личные амбиции опираются на неадекватные оценки места и роли Украины в политике ЕС и США. В свою очередь, Брюссель и Вашингтон поддерживают прозападные настроения украинской элиты.
Киев, увлеченный борьбой с Россией, незаметно для себя оказался внешнеполитическим инструментом западных стран. При этом украинское руководство сознательно идет на обострение отношений с Россией, преследуя личные и корпоративные интересы. Более того, Киев, реализуя политику дистанцирования от России, предпочитает не акцентировать внимание населения на негативных последствиях разрыва торгово-экономического сотрудничества и игнорирует фундаментальные проблемы, которые стоят перед Украиной.
Ключевой проблемой, которая никак не решалась на протяжении всего периода независимости, остается ситуация в украинской экономике. Данные официальной статистики говорят об устойчивом ухудшении динамики макроэкономических показателей. По данным Министерства экономического развития и торговли, за 10 месяцев 2015 года ВВП Украины сократился на 11,8%, производство стали по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократилось на 18,3%. Не лучше обстоят дела с экспортом и импортом, которые в текущем году сократились на треть.
В ноябре 2015 года Украина практически завершила реструктуризацию внешнего долга, который в последние годы рос стремительными темпами, достигнув более 70% ВВП. Однако решение данной проблемы, о чем с гордостью говорят в Киеве, можно считать условным, поскольку динамика макроэкономических показателей говорит об отсутствии предпосылок для изменения ситуации. В этом контексте реструктуризация внешнего долга является переносом решения фундаментальных проблем на будущее с последующей имитацией экономических реформ.
В предыдущие два десятилетия стабильность украинской валюты и экономическое благополучие в значительной мере базировались на поддержке со стороны России. Посредством низких цен на углеводородное сырье, кредиты и сохранение кооперационных связей Россия фактически дотировала экономику Украины. Однако подобная политика России игнорировалась украинскими элитами, которые целенаправленно реализовывали внешнеполитический курс на расширение сотрудничества с западными странами. Подобные подходы украинской элиты сглаживались в периоды относительной стабильности в экономике. Однако в условиях стремительного ухудшения ситуации в экономике доминирование политических амбиций над экономическими интересами может окончательно добить украинскую экономику, которая показала неспособность самостоятельного развития без российской поддержки.
Еще одним фактором, который толкает Киев к проведению авантюрной внешней политики, является неустойчивая внутриполитическая ситуация. Парламентские выборы и выборы в местные органы власти не принесли Украине политической стабильности. Борьба между сторонниками расширения полномочий президента и приверженцами парламентской формы правления усиливает политическую неопределенность. Основные политические силы поглощены решением надуманных проблем, которые не могут способствовать достижению стабильности. Так, в течение длительного времени проходят консультации об условиях проведения досрочных парламентских выборов и поиском новых антироссийских инициатив. Кроме того, давно ушло в прошлое мнимое единство Верховной рады, о котором много говорилось после государственного переворота. Политические конфликты внутри парламентской коалиции резко снизили эффективность законодательного процесса, который поставлен в зависимость от интересов президента и отдельных групп влияния.
Несмотря на конфликт на востоке страны, украинские власти так и не приступили к решению межрегиональных противоречий. Вместо проведения региональной политики, предусматривающей изменения в налоговой и бюджетной сфере, учета исторических особенностей развития отдельных субъектов Киев ограничился кадровыми назначениями.
У Киева отсутствует понятная и привлекательная национальная идея, которую разделяла бы большая часть населения. Антироссийская политика, которая в последнее время положена в основу внешнеполитического курса Киева, не может служить основой для развития Украины. Примитивизм и непрофессионализм, помноженный на авантюрные идеи, стали визитной карточкой украинской внешней политики. Навязав себе проевропейский курс, Украина сознательно пошла на обострение с Россией. В итоге политика Киева в отношении России приняла иррациональный характер. Впрочем, это не позволяет говорить о непродуманности данного курса, который имеет свою логику и своих заинтересованных лиц. Прежде всего ужесточение политики в отношении России стремится использовать Порошенко, демонстрируя населению готовность защищать украинские интересы и перехватывая лидерство в этом вопросе у радикалов. Авантюрная внешняя и внутренняя политика украинского президента привела к тому, что Украина превратилась в нестабильное государство. Политическая элита увлечена дележом постов и борьбой за власть, стараясь не замечать экономического кризиса и уверяя население в скором достижении социального благополучия.