Президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон считается отцом «Арктического круга». Фото Reuters |
В конце минувшей недели Исландия в третий раз принимала в Рейкьявике участников «Арктического круга». Организатором и вдохновителем этой международной ассамблеи в северных широтах является президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон. Идею проведения такого собрания он презентовал в апреле 2013 года в Национальном пресс-центре в Вашингтоне, пообещав уже через полгода, в октябре, собрать в Рейкьявике широкий круг разномастных игроков арктического макрорегиона – регионалов и внерегионалов, гарантировав всем институциональную независимость. Тем самым маленькая Исландия предоставила внерегионалам не только высокую международную трибуну для презентации их арктических стратегий, инвестиционных предложений и проектов, но и респектабельную атмосферу для поиска «на полях» ассамблеи деловых партнеров и проведения переговоров. Число участников обсуждения различных аспектов арктических реалий на площадке «Арктического круга» превысило 1,5 тыс. человек, приехавших практически из всех регионов мира. Среди них главы имеющих интерес к Арктике государств, независимо от географического местоположения, национальные правительственные делегации, парламентарии, независимые политологи, ученые, бизнесмены, журналисты, неправительственные международные организации.
Не стоит забывать, что идея созвать «Арктический круг» была озвучена за месяц до предоставления (май 2013 года) статуса наблюдателя в Арктическом совете (АС) таким серьезным игрокам, как Китай, Южная Корея, Япония, Индия и Сингапур – странам, давно, но не слишком успешно прорывавшимся к рычагам глобального управления в высоких широтах. Они с особым воодушевлением вошли в «Арктический круг», ведь в АС права наблюдателей на инициативы в Заполярье строго регламентированы. У них есть возможность наблюдать (буквально) за событиями в АС, но шанс действовать самостоятельно им не дан. Все инициативы могут вноситься наблюдателями в АС лишь через государства «арктической восьмерки» (А8 – Россия, США, Канада, Норвегия, Дания/Гренландия, Швеция, Финляндия, Исландия) либо с разрешения старших должностных лиц совета, являющихся полномочными представителями все той же А8. Финансовое участие наблюдателей в АС тоже ограничено. Оно не может превышать объем финансирования от А8. Обязательное условие получения и сохранения статуса наблюдателя – признание и безукоризненное соблюдение соискателем суверенитета и юрисдикции А8. Иначе статус наблюдателя может быть аннулирован.
Напомним, АС создали в 1996 году как межправительственный форум А8 для регулирования охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития арктической зоны. Однако по мере организационного становления сфера интересов АС существенно расширилась. Де-факто совет превратился в некое «арктическое правительство», пытающееся жестко регламентировать все процессы этого недостаточно урегулированного макрорегиона. Тем не менее начиная с 2013 года в мировом Заполярье наблюдается интенсификация трансграничного взаимодействия разноуровневых и разномастных акторов, прежде всего тяжеловесов из числа внерегионалов. Это способствует образованию над географической платформой Белого безмолвия, как образно называл Арктику Джек Лондон, виртуального транснационального пространства – Трансарктики (Trans-Arctic, по аналогии с Trans-Atlantic и Trans-Pasific. – К.Л.). И пространство это – отнюдь не совокупность национальных территорий, подпадающих под суверенное управление «приарктических государств».
Характерный для XXI века всплеск надежд в мире на расширение доступа к ресурсным кладовым Заполярья во многом вызван таянием ледового панциря Арктики, развитием транспортной инфраструктуры и не в последнюю очередь опасением исчерпания в скором времени легкодоступных ресурсов. По оценкам экспертов, в Арктике добывается 1/10 мирового производства сырой нефти и газа. Из имеющихся в Заполярье 400 наземных месторождений углеводородов активно разрабатываются лишь 60. Дно региона хранит около 15% от мировых ресурсов нефти и почти 30% – газа. Во владениях России, составляющих примерно треть Заполярья, сконцентрировано около 10% мировых запасов никеля и титана, 19% металлов платиновой группы, 3% цинка, золота, серебра и кобальта, месторождения редкоземельных металлов. Богата Арктика запасами алмазов и урановых руд. Немаловажны и имеющиеся там запасы столь дефицитной пресной воды (1/5 мирового запаса). Моря Арктики богаты популяциями таких промысловых рыб, как лосось, треска, минтай.
На благодатной почве формирующейся Трансарктики амбициозный проект Гримссона дал хорошие результаты. Он обеспечил Исландии, самому малому представителю влиятельной А8, контролирующей через АС практически все аспекты освоения мирового Заполярья, серьезное конкурентное преимущество, позволил упрочить геополитический потенциал. Существенный дивиденд принес Исландии прорыв в отношениях с Китаем, второй экономикой мира.
В 2013 году после сложных шестилетних переговоров стороны подписали соглашение о зоне свободной торговли, предусматривающее «активизацию обмена и практического взаимодействия по арктическим вопросам», «углубление взаимовыгодного сотрудничества в области торговли и инвестиций». В этом году с трибуны АК Пекин озвучил свою арктическую стратегию. Под презентацию арктических планов КНР оргкомитет ассамблеи отвел пленарное заседание сразу по завершении процедуры торжественного открытия собрания.
Россия представлена в оргкомитете ассамблеи известным полярником и специальным представителем президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике Артуром Чилингаровым. Пленарная сессия, посвященная России (модератор – посол РФ в Исландии Антон Васильев), открыла второй день III ассамблеи «Арктического круга». Российская проблематика рассматривалась в контексте проблем международной безопасности, а также правовых, социально-экономических и экологических вопросов Арктики.
Рейкьявик останется столицей «Арктического круга» как минимум до 2017 года. Но Исландия намерена развить свой успешный проект. С этого года в дополнение к ежегодной ассамблее она организует выездные форумы. Первый прошел 23–25 августа на Аляске в Анкоридже и был посвящен судоходству и вопросам морской инфраструктуры в северных широтах. Второй состоится в Сингапуре 12 ноября. В его повестке – вопросы финансирования морской инфраструктуры, проблемы океанологии и глобального сотрудничества в Арктике. По инициативе президента Республики Саха (Якутия) Егора Борисова, председательствующего в Северном форуме (СФ), организации губернаторов северных провинций арктических государств и стран Северо-Восточной Азии совместное заседание «Арктического круга» и СФ запланировано в Якутске. В 2016 году выездные форумы пройдут в канадском Квебеке и Гренландии.
Опыт Исландии подтвердил, что в условиях глобализации эффективным инструментом международной конкуренции становится лидерство в разработке принципов функционирования новых международных институтов и механизмов.
У России есть все предпосылки успешно использовать процессы транснационализации Арктики для реализации своих пространственно-геополитических преимуществ, прежде всего в евразийской циркумполярной зоне. Хотя, конечно, тенденции к транснационализации в Арктике, становление Трансарктики сопряжены с серьезным вызовом России, с напряженным поиском компромисса. Ведь РФ не может поступиться своими национальными интересами, пойти на сужение своих прав и полномочий в зонах, на которые распространяются ее суверенитет и юрисдикция.
В то же время формирование нового глобального режима управления в Арктике сулит шанс для упрочения лидерства России, крупнейшей арктической державы, в этом полярном регионе, ибо привносимые им социально-экономические и политико-репутационные дивиденды могут оказаться весьма солидными. Главное, не упустить момент, своевременно предложить своим стратегическим партнерам, прежде всего из БРИКС и Евразии, демонстрирующим в Рейкьявике свое стремление к углублению вовлеченности в дела Арктики, эффективное взаимодействие на основе известной переговорной формулы «беспроигрышной ситуации». Императивом Трансарктики становится принцип win-win.