Палаток в центре Кишинева становится с каждым днем все больше. Фото с сайта www.europalibera.org
На минувшей неделе в Молдавии акции протеста возобновились с новой силой. В противостояние с властями вступили левые – Наша партия бизнесмена Рината Усатого и Партия социалистов (ПСРМ).
27 сентября объединенными усилиями обе партии провели массовую демонстрацию в центре города, затем митинг, в котором приняло участие около 50 тыс. человек. За три дня до этого неожиданно для властей левые установили палаточный городок у здания парламента. После протестов 27 сентября численность палаток возросла. Лидеры Нашей партии и ПСРМ обещают приступить к пикетированию государственных учреждений. В подтверждение своих слов они установили еще один палаточный городок у здания, где временно (после погрома парламента 7 апреля 2009 года) размещаются парламентские комиссии.
Таким образом, центр столицы Молдавии сейчас заставлен палатками платформы «Достоинство и правда» (ДА), которые начали свои протесты месяц назад, и левых партий. Оппозиция требует отставки президента, премьер-министра вместе с правительством и проведения досрочных парламентских выборов.
Представители правящей группировки пока отвечают вразнобой. Президент Николае Тимофти, авторитет которого ничтожен (по результатам последнего социологического опроса о самых влиятельных политиках Молдовы он не набрал даже одного процента), заявил, что со своего поста не уйдет. Спикер парламента Андриан Канду выразил готовность уйти в отставку, «если это необходимо для установления стабильности». Лидер Либерально-демократической партии (которая входит в правящую коалицию) Влад Филат признал, что в случае если состояться досрочные выборы, победу на них одержат левые партии.
Напряжение возрастает. Лидер Нашей партии Ринат Усатый, на сегодняшний день наиболее яркий и харизматичный лидер оппозиции, пригрозил властям планом «Б» в том случае, если не будут выполнены предъявленные требования. Усатый не раскрывает детали этого плана, ссылаясь на то, что правящая группировка может подготовиться и сорвать его. Но, видимо, речь идет о том, чтобы усилить давление на власти и разнообразить формы и методы протестов.
Первыми протестовать стали сторонники платформы ДA. Они критикуют власти за коррупцию, дискредитацию европейского вектора развития Молдавии и выступают за смену «плохих проевропейских» политиков во власти на «хороших». Лидеры правящей коалиции поступили хитро. Они пригласили представителей платформы на переговоры, поводили их по приемным и кабинетам, стали что-то туманно обещать и сбили накал страстей. Через две недели протесты выдохлись. Палаточный городок стал постепенно чахнуть.
Выход на политическую арену левых партий – Партии социалистов и Нашей партии – придал протестам второе дыхание. И на этот раз вероятность того, что оппозиция сможет добиться своих целей, довольно высока. Прежний фаворит на левом фланге – Партия коммунистов – находится в стороне от политического процесса. Она, пожалуй, единственная из всех крупных партий старательно пытается сделать все возможное, чтобы о ней никто не вспоминал и никто и ничего у нее не спрашивал.
На руку властям играет отсутствие единства между правой (платформой ДА) и левой оппозицией (ПСРМ и Наша партия). Правые выступают за продолжение проевропейского курса, левые за проведение референдума о вступлении Молдовы в Таможенный и Евразийский экономический союзы. Лидеры протестов уже успели обменяться колкими заявлениями и обвинениями. Тем не менее между обитателями палаточных городков, несмотря на споры лидеров и отдельные трения, налаживаются нормальные отношения.
Консолидация протестов и рост палаточных городков представляют явную угрозу для правящей группировки. Однако не только это тревожит лидеров Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ-3). Дело в том, что впервые с 2009 года коалиция лишилась поддержки Запада.
В августе генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд в газете New York Times выступил с разгромной статьей, где заявил, что Молдова является страной, которая (ни много ни мало!) «захвачена олигархами», и что она может стать «новой горячей точкой Европы». Главные тезисы этой примечательной статьи и вся аргументация будто списаны с лозунгов молдавской оппозиции трехлетней давности.
В 2012 году Партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ), которая в ту пору была главной на левом фланге, впервые указала на то, что все государственные институты и учреждения Молдавии захвачены олигархами. Тогда в Брюсселе предпочитали использовать иные формулировки для характеристики того, что происходило в Молдавии: «история успеха», «небывалый прогресс в области реформ и демократии», «достойный пример реформ для других стран» и т.д.
Потребовалось три года, в течение которых правящая коалиция продемонстрировала выдающиеся примеры воровства в небывалых ранее масштабах, дремучую клановость, средневековый деспотизм, чтобы европейские чиновники рассмотрели то, что давно для всех в Молдавии очевидно: нынешняя власть является главным источником недовольства людей, главным тормозом реформ, главным виновником компрометации европейского курса.
Запад долго проявлял необычайное снисхождение к правящей в РМ группировке, в результате чего те посчитали, что им все сойдет с рук. В результате в октябре прошлого года из трех государственных банков был похищен 1 млрд евро (1/7 часть бюджета Молдовы). Вдобавок впервые с 1991 года в стране появились политические заключенные – это группа протестантов во главе с бывшим депутатом парламента Григорием Петренко, который является одним из наиболее последовательных критиков «серого кардинала» правящей группировки – бизнесмена Влада Плахотнюка. Группа Петренко пыталась провести пикет у здания Генеральной прокуратуры, была задержана и заключена под стражу без каких-либо серьезных оснований.
Критика со стороны Европы стала настоящим холодным душем для лидеров АЕИ-3. Те сразу кинулись в западные посольства с вопросом: «Вы нас еще поддерживаете по-прежнему или нет?» Им ответили: «Поддерживаем, но имейте же совесть…» Европейцам есть за что выговаривать своим любимчикам. За годы правления «проевропейской власти» число сторонников ЕС в Молдавии уменьшилось ровно вдвое по сравнению с 2009 годом (до 1/3). В то же время до 60% увеличилось число граждан, выступающих за интеграционные проекты на Востоке.
Казалось бы, критика со стороны главных партнеров и спонсоров коалиции должна была бы привести в чувство молдавских олигархов и чиновников. Но не тут-то было. Власти РМ не сумели отказаться от местечкового искушения в очередной раз перехитрить своих западных партнеров.
Во второй половине сентября в Молдову должна была прибыть миссия МВФ для обсуждения вопросов дальнейшего кредитования РМ. Новые кредиты необходимы для сведения концов с концами: Молдова вот уже три месяца балансирует на грани дефолта. Однако, чтобы не отвечать на неудобные вопросы представителей МВФ (в частности, о том, куда делся тот самый миллиард, а также предыдущие кредиты и гранты), власти разыграли спектакль с отставкой председателя Национального банка Дорина Дрэгуцана – главного переговорщика по финансовым вопросам со стороны Молдовы. Причем это было сделано как раз в тот момент, когда члены миссии МВФ уже находились в самолете, готовом к вылету в Кишинев. В итоге визит оказался бесплодным. Молдавская делегация делала виноватый вид, разводила руками и предлагала поскорее перейти к застолью, для которого заготовила вина из знаменитых подвалов Крикова. Чиновники МВФ с трудом скрывали свое раздражение. Программа финансирования Молдовы была приостановлена летом из-за коррупции и отсутствия результатов расследования по факту хищения миллиарда евро.
В этот ответственный момент как нельзя вовремя руку помощи Молдове протянула Румыния, пообещав отстегнуть 150 млн евро. Новость вдохновляющая. Однако пессимисты в Кишиневе обращают внимание на нестабильную ситуацию в Румынии и грядущие в будущем году выборы в парламент.
Удивительно то, что сегодня в Молдове никто не защищает правящий альянс, впервые с момента прихода к власти правых партий в 2009 году. Раньше официальные СМИ отбивали нападки, ссылаясь на достижения: кредиты, Соглашение об ассоциации с ЕС, безвизовый режим.
Сегодня ситуация изменилась. Все, в том числе сторонники власти, признают, что она коррумпирована. Даже «серый кардинал» АЕИ-3 Плахотнюк недавно потряс общественность Молдовы своим интервью, в котором присоединился к требованиям расследовать, куда подевался тот самый миллиард евро. Пикантность ситуации заключается в том, что все понимают, Плахотнюк именно тот человек, который в силу определенных обстоятельств, вероятнее всего, лучше многих других информирован обо всех деталях этой «кражи века».
Политический кризис в Молдавии близок к своей кульминации. Все в один голос признают, что «так жить нельзя». Правая оппозиция требует продолжить курс на евроинтеграцию, но при этом взять во власть «правильных политиков – проевропейцев». Левые настаивают на досрочных выборах. Власти предлагают дать им возможность «порулить» и дальше, потому что у них, мол, уже есть опыт (неясно правда, какой именно опыт они имеют в виду). Запад, судя по всему, хотел бы подлатать эту потрепанную и давшую течь посудину под названием «Альянс за европейскую интеграцию-3» и сохранить ее и дальше у власти в Молдове. Сделать это будет намного труднее, чем во время подобных кризисов в 2013 и 2014 годах. Авторитет АЕИ-3 и правых в целом упал до минимума. Согласно последнему социологическому опросу, 87% (!) населения Молдовы не доверяют правящей группировке.
Левые партии сейчас на подъеме. Данные последних опросов показывают: если бы парламентские выборы состоялись в ближайшие выходные, то победу на них одержали бы Наша партия и ПСРМ (лидер Игорь Додон). Сохранят левые наступательный порыв, решительность, изобретательность в методах и средствах борьбы, то вполне вероятно смогут добиться успеха – досрочных выборов и победы. Если же дрогнут, пойдут на сделку с олигархами, как это произошло с Партией коммунистов в прошлом году, потерпят поражение. Пока инициативой владеют Наша партия и Партия социалистов.