Первая презентация книги посла ФРГ в Москве Рюдигера фон Фрич-Зеерхаузена состоялась в Варшаве. Фото посольства ФРГ в Польше
На днях в резиденции германского посла в Москве барона Рюдигера фон Фрич-Зеерхаузена состоялась презентация русской версии его книги «Случай с Томом. Побег из Германии в Германию». Отрывки из книги были опубликованы в специальном номере журнала «Иностранная литература» «Берлин-Москва: история памяти» под названием «Штемпель в свободный мир». Послевоенный раздел Германии развел по разные стороны не только страну и народ, но и семью барона. На территории ГДР остались и родовое имение, и родственники. Для посла это болезненные воспоминания. Жизнь в разделенной Германии для него была непростой. Поэтому мне кажется, что выбор времени представления книги на суд российского читателя не случаен. 3 октября Германия в 25-й раз празднует объединение. 31 августа 1990 года в Берлине, на Унтер ден Линден, на втором этаже бывшего дворца принца Генриха (одного из братьев Фридриха Великого), министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства, вошедший в историю как договор об объединении.
Я присутствовал при этом историческом акте, находясь в толпе аккредитованных на мероприятие журналистов, и даже выпил бокал шампанского по этому поводу. Договор вступил в силу 29 сентября, а 3 октября, согласно тексту документа, произошло официальное объединение двух германских государств. ГДР прекратила свое существование. 3 октября стало национальным праздником объединенной Германии.
В общем и целом юридически это было присоединение ГДР к ФРГ на основании статьи 23 Конституции ФРГ. Думаю, что этот факт имел глубокое символическое значение. Им как бы подчеркивалась нелегитимность существовавшего в ГДР режима. Собственно говоря, именно эту мысль, на мой взгляд, и попытался донести посол до читателя.
События в книге разворачиваются в 1974 году. Рюдигер фон Фрич-Зеерхаузен, тогда молодой 20-летний западногерманский студент, получает через родственников письмо от своего двоюродного брата из ГДР с просьбой помочь ему и его друзьям бежать в ФРГ. Сам посол бывал в ГДР, гражданам которой путь на Запад в то время, напротив, был заказан. Пожалуй, только восточногерманские пенсионеры еще имели возможность по семейным обстоятельствам посещать своих родственников за стеной.
В буквальном смысле слова стена существовала в разделенном Берлине. Она была сооружена в 1961 году по инициативе Никиты Хрущева. Поэтому представляется, что преследования чиновников ГДР, деятелей Социалистической единой партии Германии и сотрудников Министерства государственной безопасности ГДР (Штази) за эти деяния были не совсем логичны, ведь виновники находились в Москве. Но остальная германо-германская граница со стороны ГДР также строго охранялась, на ней были даже установлены минные поля и «самострелы», которые посол подробно описывает в книге, как и ужасающие последствия их воздействия на людей, пытавшихся нелегально пересечь границу со стороны ГДР.
Статистика свидетельствует, что с 13 августа 1961 года – времени сооружения стены и полного перекрытия границы между двумя германскими государствами – до 9 ноября 1989 года – открытие границы – было совершено 5 075 успешных побегов. Число погибших при нелегальном пересечении границы, по российским данным, составило 192 человека (имеется, правда, и другая статистика). Кроме того, власти ГДР практиковали переселение своих граждан в ФРГ за деньги. Таким образом, с 1964 года, когда стала применяться эта своего рода торговля людьми, ГДР покинули 215 тыс. восточных немцев и 34 тыс. политзаключенных, а власти ГДР заработали на этом 2,7 млрд долл.
Конечно, не нужно думать, что все граждане ГДР стремились переселиться на Запад, но таковых было немало. По данным Института Европы РАН, если в 1980 году власти ГДР приняли к рассмотрению 21,5 тыс. заявлений на выезд в ФРГ, то в первом полугодии 1989 года – уже 124,4 тыс. При этом разрешение на переезд в том же 1989 году (до падения стены) получили только 34,4 тыс. человек.
Конечно, существовала и обратная волна переселения – из ФРГ в ГДР, в основе которой лежали политические, а иногда и деловые причины. Так, нынешний канцлер Германии Ангела Меркель, урожденная Каснер, переехала со своим отцом, лютеранским священником, из Гамбурга в ГДР в 1954 году. По одной версии, это произошло по политическим причинам – ее отец имел прозвище «красный священник». По другой – он просто получил приход на территории ГДР. Ведь до 1969 года Лютеранская церковь в обеих частях страны была единой.
Не последнюю роль в стремлении граждан ГДР на Запад играли и чисто экономические факторы. Благодаря реализации в Западной Европе американского «плана Маршалла», представлявшего собой безвозмездную помощь на восстановление и модернизацию промышленности и инфраструктуры европейских государств, разрушенных в ходе Второй мировой войны, а также погашение внешнего долга и социальную поддержку населения, мирная жизнь в Западной Европе быстро наладилась. Руководство СССР усматривало в этом плане «инструмент американской гегемонии» и поэтому принудило к отказу от него восточноевропейские государства и Финляндию», – напоминает Би-би-си.
Расцвету западногерманской экономики способствовала и умелая политика, получившая название социального рыночного хозяйства. У ее истоков стояли немецкие экономисты Франц Бём, Вальтер Ойкен и Ганс Гросман-Дёрт, сформулировавшие принципы неолиберализма. На основе их идей и была реализована теория, которая сейчас связывается главным образом с именем Людвига Эрхарда, занимавшего с 1949 по 1963 год пост министра экономики ФРГ. Столь подробное изложение этих моментов необходимо именно для российского читателя, чтобы понять предпосылки последующего проигрыша СССР экономического соревнования с Западом, его краха вместе со всей социалистической системой хозяйства, а также болезненных реформ уже российской экономики. Ведь не случайно же отца российских реформ Егора Гайдара называют «анти-Эрхардом».
Фактура книги, связанная с подготовкой побега, читается как детективный роман. Посол подробно рассказывает о выборе пути побега (в данном случае через Болгарию в Турцию, поскольку граждане ГДР могли ездить на отдых в Болгарию, как, впрочем, и в другие страны социалистического лагеря) и изготовлении фальшивых документов, детально описывает способы подделки печатей. На подготовку побега, который удался только со второй попытки, ушло девять месяцев. В последней главе своей книги посол отмечает, что более 2 тыс. граждан ГДР, пытавшихся бежать через Болгарию на Запад, были арестованы и выданы властям ГДР. В 1971 году 62% всех попыток побега через социалистические страны (посол дает ссылку на материалы Штази) были предприняты через Болгарию, а в 1972 году – 83%. Так что разработанную молодым студентом операцию по переброске родственника и его друзей на Запад можно считать своего рода уникальной, поскольку она удалась.
С точки зрения молодого западногерманского парня, каковым в 1974 году являлся Рюдигер фон Фрич-Зеерхаузен, в ГДР была диктатура, и именно это обстоятельство, судя по всему, и обусловливало для него нелегитимность данного режима. Собственно говоря, вопрос о легитимности диктаторских и авторитарных режимов до сих пор остается спорным в отношениях России и Запада. Как отмечает посол, «я был крепко убежден в том, что любое усилие оправданно, чтобы уйти от системы, которая хотела установить тотальный контроль над людьми, украла у них свободу, прежде всего свободу ехать туда, куда им заблагорассудится, и выражать свое мнение без страха».
Но подделка документов – уголовное преступление, а Рюдигер фон Фрич подделывал немецкие документы. Для немца это важно, это составная часть его ментальности. В интервью журналу Spiegel Рюдигер фон Фрич-Зеерхаузен объясняет ситуацию так: «Я считал, что у меня есть все основания помочь моему брату. Я, так или иначе, брал на себя вину: либо юридическую – как пособник в организации побега, либо моральную – как человек, который отказал в помощи. Моральная вина для меня была бы тяжелее». Конечно, срок давности за совершенное бароном Рюдигером фон Фрич-Зеерхаузеном преступление – подделку немецких документов – давно истек.
Молодой авантюризм скорее всего сыграл свою роль в карьере посла. Ведь не случайно же он в 2004–2007 годах занимал пост заместителя Федеральной разведывательной службы Германии (БНД). В своей статье для «НГ» (см. номер от 11.02.14), посвященной приезду нового немецкого посла в Москву, я писал в этой связи: «В биографии нового посла есть авантюрные моменты в стиле Джеймса Бонда. Поэтому, исходя из послужного списка нового посла, комментарии некоторых германских СМИ о «неожиданности» службы этого кадрового дипломата в БНД кажутся мне не вполне оправданными».