0
7047
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.09.2015 00:01:00

Южному Судану предстоит долгий путь

Дмитрий Борисов

Об авторе: Дмитрий Игоревич Борисов – политолог, эксперт по международной безопасности.

Тэги: южный судан, межэтнический конфликт, мирное соглашение


южный судан, межэтнический конфликт, мирное соглашение Салва Киир и Риек Машар снова попытаются работать вместе. Фото Reuters

Президент Южного Судана Салва Киир Маярдит 26 августа поставил долгожданную подпись под мирным соглашением, призванным положить конец 18-месячной гражданской войне. Приведет ли это соглашение к устойчивому миру или в самой молодой стране мира скоро вновь разгорится конфликт?

Когда в 2011 году жители южной части Судана уверенно проголосовали за независимость, всеобщей эйфории не было предела. Долгая и трагическая борьба между преимущественно негро-христианским югом и арабо-мусульманским севером, шедшая с 1950-х годов, завершилась.

У юга было нелегкое прошлое – суданские власти десятилетиями игнорировали его проблемы, закрывая глаза на крайнюю бедность и отсутствие экономического роста. Южане почти никогда не входили в правительство и не участвовали в принятии государственных решений.

Судьбы южан всегда решал кто-то другой, но они привыкли сопротивляться и бороться за свои права. Конфликт между севером и югом, продолжавшийся с 1956-го по 1973-й и с 1983-го по 2005 год, считается одним из самых долгих и кровопролитных в африканской истории. К началу 2000-х годов, когда конфликтующие стороны осознали, что военная победа недостижима, начались переговоры. По Всеобщему мирному соглашению (ВМС) 2005 года юг получил широкую автономию и право содержать собственную армию. В Судане начался процесс кардинальных преобразований с целью «сделать единство привлекательным», как это формулировалось в соглашении. Его творцы считали, что весь Судан будет благополучнее, если придать государству конфедеративное устройство, сохранив его территориальную целостность и единство. Этому проекту дали испытательный срок и решили, что через шесть лет юг проведет референдум, на котором его жители окончательно решат: остаться в составе Судана или отделиться.

Жизнь поспешила внести свои коррективы. Вскоре после подписания ВМС глава Народной армии освобождения Судана (НАОС) и идейный отец соглашения Джон Гаранг разбился в авиакатастрофе. Вместе с ним погибли и надежды на сохранение единого Судана. В условиях отсутствия политической воли для реализации ВМС Судан распался на два государства.

Отделение от Судана, о котором столь долго чаяли многие южане, воспринималось как возможность начать все с чистого листа. Однако два года спустя, в конце 2013 года, война на юге началась с новой силой – на этот раз между самими южанами.

Детонатором конфликта послужили противоречия внутри правящей партии, а именно распри между президентом Кииром из племени динка и вице-президентом Риеком Машаром из племени нуэр. В середине декабря Киир распустил правительство, обвинив Машара в попытке государственного переворота. Машар в спешке покинул столицу и бежал на север, где возглавил армию повстанцев. Общество раскололось: большинство нуэров встало на сторону Машара, в то время как динка выступили за правительство и президента. Межэтническое насилие и военные столкновения между правительством и оппозицией охватили всю страну. Конфликт затянулся на полтора года, так как ни одна из сторон не обладала достаточным превосходством, чтобы одержать победу военным путем.

В основе конфликта лежат структурные причины. Отношения между двумя общинами всегда были напряженными. Оба племени кочевые, много передвигаются и разводят рогатый скот. Постоянные миграции и ограниченное количество пастбищ зачастую приводили к межплеменным конфликтам. Большое значение в южносуданской культуре играют набеги и кража скота других племен, так как это важнейшая часть ритуала перехода во взрослую жизнь. Кроме того, на юге никогда не было прочной национальной идеи. Для большинства южан определяющей является принадлежность не к нации, а к племени, поэтому неудивительно, что линии раскола носят именно этнический характер.

Но несмотря на этнический фактор, нынешний конфликт в первую очередь политический, и рассматривать его следует через призму борьбы за власть. Противоречия в рядах правящего Народного движения за освобождение Судана (НДОС) уходят корнями в прошлое. Машару уже приходилось оказываться в оппозиции: во время второй гражданской войны он уже поднимал мятеж против руководства движения и даже заручился для этого военной поддержкой Хартума. ВМС, сулившее перестановку сил и перераспределение ресурсов, лишь заморозило эти противоречия, но не устранило их, и после независимости они снова вышли на поверхность. Немалую роль в поддержании конфликта сыграли и соседние страны: Судан, снабжающий оружием повстанцев, и Уганда, которая еще в 2014 году отправила в Южный Судан военный контингент для поддержки правительства.

Политическим конфликтам требуется политическое решение. Однако несмотря на предпринятые попытки региональной Межправительственной организации по развитию, а также Китая, Норвегии, Великобритании, США, ЕС и ООН, все переговоры либо срывались, либо договоренности быстро нарушались. За последние месяцы ситуация изменилась. Критически тяжелое экономическое положение и военный тупик сделали продолжение конфликта слишком затратным.

Новое мирное соглашение несет в себе компромисс. В стране вводится режим прекращения огня, иностранный контингент покидает Южный Судан, все военнопленные подлежат освобождению, а территория столицы объявляется демилитаризованной зоной. 

Пост президента остается за Кииром, но в принятии решений он должен будет консультироваться с первым вице-президентом, которым станет Машар. Через 90 дней после подписания соглашения к власти на два с половиной года придет переходное коалиционное правительство, которому предстоит принять новую Конституцию, создать комиссию правды и примирения для расследования нарушений прав человека, провести демократические выборы, а также приступить к решению проблем в сфере безопасности.

Цели, которые ставит соглашение, грандиозны, и, учитывая прошлый опыт, праздновать пока рано. Спустя несколько часов после объявления прекращения огня из регионов вновь стали поступать сообщения о стычках между войсками правительства и оппозиции. На церемонию подписания президент Киир явился с 12-страничным документом, содержащим критику положений соглашения. Посредники сразу же отвергли его, отметив, что документ не имеет юридической силы. Многое зависит от того, смогут ли Киир и Машар снова сработаться после многомесячной войны, а также сможет ли переходное правительство выполнить соглашение в условиях полной экономической разрухи.

Для строительства устойчивого мира жизненно необходима реформа сектора безопасности: полиции, тюремной системы и армии. Все негосударственные вооруженные формирования должны быть разоружены или интегрированы в вооруженные силы. Вполне возможно, что некоторые из них отколются от оппозиции, откажутся участвовать в мирном процессе и нацелятся на его срыв.

Конфликт также может продолжиться на местном уровне. Между динка и нуэрами сохраняется напряженность, и разорвать порочный круг насилия непросто. Кроме того, одного мира порой недостаточно: люди, потерявшие имущество, друзей и родных, жаждут справедливости и правосудия и, не получив его, вновь могут взяться за оружие. 

Россия признала Южный Судан в августе 2011 года и с тех пор последовательно выступала за скорейшее разрешение конфликта. В свете того, что между Южным Суданом и Суданом сохраняется напряженность, МИД РФ выдвинул инициативу по содействию нормализации отношений. 9–11 сентября главы МИД обоих государств посетят Москву для встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1511
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
948
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
678
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
935

Другие новости