Проблемы у официального Киева существуют не только в отношениях с востоком страны, что и показали недавние столкновения у Верховной рады. Фото Reuters
Приближение даты проведения выборов в местные органы власти спровоцировало усиление борьбы внутри украинской элиты. Президент, парламент, правительство, региональные элиты и крупный бизнес вынуждены приспосабливаться к новой политической и экономической ситуации, что в конечном итоге формирует новые тенденции во внешней и внутренней политике.
Прежде всего в Украине сложилась новая расстановка сил в парламенте и на региональном уровне. В новой конфигурации президент играет ключевую роль. Так, «Солидарность» Петра Порошенко фактически поглотила партию «УДАР», ослабив позиции Виталия Кличко. Жесткие требования были выдвинуты лидеру «Народного фронта» премьер-министру Арсению Яценюку, который пока сохранил политическую самостоятельность. Активная работа проводится в стенах Верховной рады, в том числе и с представителями «Оппозиционного блока».
Отмечается усиление позиций президента в регионах. Внешнеполитическая риторика и заявления о защите территориальной целостности расширили электоральную поддержку президентской партии. Во многом на это повлияло изменение настроений населения западных и центральных областей, чьи предпочтения вновь качнулись от поддержки радикальных националистических сил, которые были на подъеме в 2014 году, в сторону умеренных политических партий.
Президенту удалось сохранить разобщенность оппозиционных сил как на востоке, так и на западе страны. В результате оппозиция представлена различными региональными проектами, имеющими к тому же разную электоральную базу. В Западной Украине за голоса избирателей сейчас борются как старые политические проекты типа «Батькивщины», так и новые, которые получили шанс после февраля 2014 года. Среди них Радикальная партия Олега Ляшко, партия УКРОП Игоря Коломойского. Они имеют примерно равные рейтинги, что отвечает интересам президента. В юго-восточных областях президент Порошенко вряд ли встретит серьезное сопротивление со стороны «Оппозиционного блока». Во-первых, члены этого политического проекта в большей степени озабочены сохранением активов, а не политической борьбой. Во-вторых, президентская команда создала альтернативу в виде партии «Наш край», куда вошли бывшие представители Партии регионов. В итоге президент установил контроль над политическим пространством и может рассчитывать на укрепление своих позиций по итогам местных выборов, которые должны быть усилены изменениями в Конституцию.
Все отчетливее просматривается нежелание Киева решать конфликт на востоке страны мирным путем. К этому украинские власти подталкивают внешнеполитические факторы, поскольку конфликт стал одной из ключевых проблем, определяющих характер отношений России с западными странами. Кроме того, в Киеве существуют серьезные опасения, что выполнение договоренностей в части предоставления особого статуса ДНР и ЛНР усилит регионализацию страны, подтолкнет остальные региональные элиты к выдвижению требований к центральным властям. По этой причине Петр Порошенко жестко стоит на позициях унитарного устройства украинского государства, отвергая любые возможности передачи реальных рычагов влияния в регионы.
Стремление президента расширить свои полномочия через внесение изменений в Конституцию усилило недовольство представителей крупного бизнеса. Многие из них помнят период правления Виктора Януковича, когда все решения принимались в интересах узкой группы приближенных к президенту лиц. В значительной мере этим можно объяснить рост протестных акций националистических партий, многие из которых финансируются представителями крупного бизнеса.
Изменилась внешняя политика Украины в отношении России. После государственного переворота, произошедшего в феврале 2014 года, Киев пошел на обострение отношений с Москвой, взяв курс на разрыв торгово-экономических связей и обвинение России во внутриполитических проблемах. Победа Порошенко на выборах президента в мае 2014 года не внесла изменений во внешнеполитический курс страны. Более того, Россия стала позиционироваться украинскими властями в качестве агрессора, а политика Киева стала носить откровенно недружественный характер. Отражением сложившихся в коридорах украинской власти подходов к сотрудничеству с Россией стало принятие Киевом 2 сентября 2015 года новой военной доктрины, в которой Россия объявлена противником Украины.
Уверенности украинскому президенту придает поддержка западных стран, прежде всего США и ЕС, которых устраивает внешняя политика Порошенко. Это связано с тем, что украинский президент проводит проевропейский курс, ориентируя Киев на сближение с США и ЕС. В отличие от прежних глав украинского государства, которые пытались балансировать во внешней политике между западными странами и Россией и учитывать экономические интересы Украины, Порошенко проводит внешнеполитический курс, исходя из интересов западных стран. Его политика не предполагает улучшения российско-украинских отношений, даже несмотря на значительные потери украинской экономики. Порошенко поддерживает идею энергетической независимости Украины за счет отказа от поставок российского природного газа. В процесс достижения «энергетической независимости» вовлечены европейские страны, которые вынуждены участвовать в создании альтернативных поставок газа в Украину. Энергетическая политика Киева, который играет против России, положительно воспринимается Вашингтоном, преследующим свои интересы на мировом энергетическом рынке.
Положительную реакцию у западных стран вызывает политика Порошенко в отношении юго-восточных областей, населения которых изображается как «ненастоящие украинцы». Причины подобной политики кроются в позиции жителей юго-восточных областей, которые после распада СССР положительно воспринимали Россию, ее историю и культуру.
Наконец, Порошенко рассматривается западными странами в качестве наиболее оптимальной политической фигуры, способной не допустить распада Украины и в то же время сохранить вялотекущий конфликт в Луганской и Донецкой областях.
В свою очередь, Петр Порошенко заинтересован в сохранении вовлеченности ЕС и США во внутриполитические процессы Украины. Во-первых, президент не имеет ресурсов для борьбы с представителями крупного бизнеса и вынужден опираться на политическую поддержку западных стран, которые располагают рычагами влияния на украинских олигархов. Во-вторых, в обмен на поддержку западных стран Порошенко рассчитывает усилить личную власть и сохранить свой бизнес. Этим объясняется готовность США и ЕС закрыть глаза на военные действия, которые ведутся в отношении населения юго-востока страны, и незаконные методы борьбы с политической оппозицией.
Выборы в местные органы власти, которые пройдут в октябре 2015 года, зафиксируют промежуточные договоренности между политическими элитами. Дальнейшие события во многом будут определяться складывающейся ситуацией в экономике. С учетом отсутствия предпосылок для ее стабилизации можно ожидать, что президент будет сталкиваться с возрастающим давлением как со стороны парламента, в котором сегодня создано ситуативное большинство, так и со стороны региональных элит, требующих от Киева решения социально-экономических проблем.
Пока украинский президент игнорирует обострение противоречий между регионами, ухудшающуюся ситуацию в экономике и угрозу дальнейшей дезинтеграции Украины, рассчитывая, что дополнительные полномочия и поддержка со стороны западных стран позволят ему удержаться во власти.