0
18173
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.06.2015 00:01:00

Киргизия возобновила афганский транзит

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: киргизия, сша, нато, еаэс


киргизия, сша, нато, еаэс Солдаты НАТО могут пользоваться территорией Киргизии для транзита грузов в Афганистан. Фото Reuters

Вновь становится очевидным стремление Бишкека, имея солидную финансовую поддержку от России, получить и преференции от США и НАТО. Подобное было в конце 2009 – начале 2010 года, когда в обмен на решение о выводе американской военной базы тогдашнее киргизское руководство получило солидные российские кредиты. База выведена не была, кредиты разворовали и после свержения в апреле 2010 года президента Курманбека Бакиева благополучно российской стороной были списаны. Происходящая интеграция Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) осуществляется за российские деньги, без особого энтузиазма со стороны Казахстана и Белоруссии, при безразличии Армении и исключительно в политических интересах Москвы. Однако если стремление киргизской стороны к уже традиционному для нее иждивенчеству российской стороной удовлетворяется, несмотря на собственные кризисные и санкционные трудности, то о взаимности Бишкека в области политической лояльности говорить вряд ли приходится.

19 мая на заседании парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству киргизские парламентарии рассмотрели проект протокола о внесении изменений в соглашение между правительством Киргизской Республики (КР) и Организацией Североатлантического договора (НАТО) о транзите наземных грузов «Международных сил содействия безопасности» (International Security Assistance Force, ISAF) и после длительных дебатов его одобрили. «Мы инициируем данные поправки для того, чтобы защитить интересы киргизстанских грузоперевозчиков, – подчеркнул министр транспорта и коммуникаций КР Аргынбек Малабаев. – В частности, в рамках поправок планируется включить пункт, согласно которому доставкой грузов невоенного назначения в Афганистан и обратно на коммерческой основе займутся исключительно местные транспортные компании». Документ между НАТО и правительством КР был подписан еще 22 мая 2012 года в ходе саммита НАТО в Чикаго. Парламент КР ратифицировал соглашение в 2013 году, президент Алмазбек Атамбаев поставил под ним свою подпись 8 июля 2013 года.

Первые же сомнения в легитимности происходящего возникают относительно адресата планируемых перевозок: 31 декабря 2014 года миссия «Международных сил содействия безопасности» в Афганистане закончилась. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1386, санкционировавшая военное присутствие НАТО в Афганистане, свое действие прекратила: срок мандата ISAF истек 31 декабря 2014 года. Впрочем, помимо соглашения с НАТО у Киргизии есть действующие соглашения с отдельными членами альянса, в частности с Великобританией, предусматривающие возможность грузового военного транзита…

В ряде комментариев в СМИ по поводу нового киргизского транзита прослеживается мысль, что в связи с тем, что правительством России отменены все предшествующие решения, позволявшие осуществлять транзит грузов НАТО и отдельных стран – участниц альянса через российскую территорию, киргизская часть маршрута выглядит тупиковой. Такое мнение не предусматривает возможности комбинации видов транспорта: например, через воздушное пространство Казахстана, Узбекистана, Туркмении в Азербайджан, с перегрузкой на автотранспорт на отрезке Бишкек–Ош–Хорог–Файзабад или с направлением на Душанбе–Нижний Пяндж–Кундуз. Другое дело, что в вероятных пунктах назначения, а это северо-восток Афганистана – провинции Бадахшан, Тахар и Кундуз – западного военного контингента не осталось. Провинции в большей части контролируются афганскими антиправительственными силами, там происходят постоянные боестолкновения террористических группировок с афганскими правительственными силами безопасности, только в крупных городах, в частности в Файзабаде, расположены нерядовые стационарные резидентуры американских, британских и германских спецслужб.

Натовские грузы через территорию КР предполагается перемещать по дорогам, любопытным образом совпадающим с объектами американской электронной разведки на киргизской территории, зонами потенциальных конфликтов, а также через пункты, имеющие важное значение в направлении китайской границы. Похожая картина, кстати, наблюдается и на таджикистанских отрезках этого транзита.

Не менее любопытным выглядит решение Бишкека о возобновлении транзита грузов 

НАТО во временном измерении – в пределах нескольких дней совпадая с решением Москвы о прекращении натовского транзита через российское пространство и оттого выглядя весьма провокационным. Здесь нужно учитывать, наверное, и общее состояние взаимоотношений между Россией и НАТО, между Российской Федерацией и США. Как вариант, киргизская сторона, рассчитывая на мелкие дивиденды, совершает политическое предательство по отношению к главному военному союзнику. Ведь отношения России с США и НАТО переживают, мягко говоря, не лучшие времена. Одновременно это и проблема ОДКБ, в рамках которой давно не решается все более актуализирующийся вопрос о согласованных внешнеполитических действиях стран-участниц.

Существует версия, что налицо очередная киргизская попытка получить некие преференции от РФ и других стран ОДКБ либо эта же попытка в сочетании с желанием обрести натовское вооружение и технику в качестве подарка. Появлялась и информация о том, что Киргизия намерена активно участвовать в новой миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка», впрочем, МИД республики опроверг информацию о каких-либо переговорах на эту тему.

Вопрос о возобновлении транзита легко ложится в ряд других, которые можно было бы адресовать официальному Бишкеку, особенно учитывая настойчивое желание последнего форсировать открытие границ в рамках вступления республики в ЕАЭС. Остаются, например, вопросы о многотонных грузах, приходящих под статусом диппочты в адрес посольства США в Бишкеке, информация об этом в киргизских СМИ обсуждалась в контексте известных прецедентов, когда в Киев накануне майдана американской диппочтой завозились «деньги на революцию». Еще ряд вопросов относительно безопасности стран – участниц ЕАЭС в связи с включением Киргизии в интеграционный процесс возникает в паспортной сфере: по признанию МВД Киргизии, сегодня в мировом обороте находится около 40 тыс. поддельных киргизских паспортов. А существует еще и практика, когда, пользуясь либеральностью и коррумпированностью соответствующих киргизских структур, паспортами КР пользуются для выезда в Ирак и Сирию для участия в террористических группировках, включая и небезызвестный ИГ, граждане многих стран бывшего СССР.

Пока, подписанный 8 мая в Москве договор о принятии Киргизии в ЕАЭС, носит политический, в большей степени декларативный характер, не имея практического наполнения. Свои вопросы по вступлению в ЕАЭС киргизская сторона поднимала на встрече на уровне премьер-министров 29 мая. Вопрос о новом сотрудничестве КР с НАТО, в ряду других, должен быть, наверное, задан встречно - президенту Киргизии Атамбаеву на саммите союза на высшем уровне в июле, и требует адекватного и исчерпывающего ответа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1337
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1522
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1635
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3893

Другие новости