Жизнь в осажденном Донецке продолжается. Фото Reuters
Украинские власти последовательно проводят политику, которая ведет к постепенному выдавливанию Луганской и Донецкой областей из политической и экономической системы страны, а население юго-восточных регионов превращается в людей второго сорта.
Одним из последних резонансных событий общественно-политической жизни Украины стало подписание в мае этого года президентом Петром Порошенко Закона «О декоммунизации», который ранее был принят Верховной радой. Закон направлен не столько против Компартии, сколько против советского периода истории, и демонстрирует неготовность президента и Верховной рады учитывать настроения жителей восточных регионов. Этот документ стал очередным шагом Киева, направленным на борьбу с политическими оппонентами и вытеснение населения юго-восточных регионов на обочину политической жизни украинского государства.
Спустя год после прихода к власти Порошенко отношения Киева с Луганской народной республикой (ЛНР) и Донецкой народной республикой (ДНР) не претерпели кардинальных изменений. Так называемая антитеррористическая операция, которая, по заявлениям президента, должна была завершиться в короткие сроки, не только продолжается, но и приняла затяжной характер. Официальный Киев, подписывая договоренности в Минске и заверяя западных партнеров в стремлении достичь мира на востоке страны, на практике проводит курс, который направлен на срыв итогов переговоров. Свидетельством этого является сохранение готовности к возобновлению военных действий, закупка вооружений, волны мобилизации населения, а также воинственная риторика президента и парламента, подкрепляемая соответствующими решениями. Все это ставит под сомнение заявления украинских властей о намерении сохранить Луганск и Донбасс в составе Украины.
Нынешний курс Киева может рассматриваться в качестве шагов, которые на нынешнем этапе должны обеспечить территориальную целостность оставшейся части Украины и одновременно сохранить у власти националистическую элиту. Более того, курс в отношении Луганской и Донецкой областей позволяет предположить, что Киев в будущем не исключает мягкий выход этих территорий из состава Украины.
Выбор данного сценария определяется ограниченностью политических и экономических ресурсов Киева, который в условиях резкого ослабления государственных институтов власти не имеет возможности решать ключевые проблемы развития Украины. Соответственно вопрос территориальной целостности государства рассматривается Порошенко в контексте внутриполитической борьбы.
За последний год позиция украинских властей в отношении населения востока страны не претерпела серьезных изменений. Жители этого региона являются чужими для «настоящего» украинского государства. Негласное разграничение Украины на «своих» и «чужих» находит отражение в заявлениях депутатов и президента. Так, политическая риторика Петра Порошенко ориентирована на электорат западных и центральных областей Украины, притом что интересы ЛНР и ДНР в расчет не принимаются. В сфере экономики Киев проводит курс на невыполнение социальных обязательств в отношении населения юго-восточных областей. Жесткая линия проводится в отношении политических оппонентов, которые ориентируются на электоральную поддержку юго-востока страны.
В целом в отношении населения юго-восточных регионов Киев развернул информационную войну, пытаясь скорректировать настроения в обществе. Основные усилия направлены на изменение восприятия России и ее политики. В сознание населения юго-восточных областей внедряется мысль об агрессивных планах России и привлекательности европейского пути развития.
Военные действия на востоке страны привели к усилению антироссийской риторики, которая приняла широкий размах. Президент, представители Верховной рады и правительства акцентируют внимание на борьбе с внешней агрессией, пытаясь таким образом обосновать неудачи экономической политики и отсутствие прогресса в отношениях с ЕС. В то же время Киев демонстрирует готовность выполнять популистские обещания, данные электорату на президентских и парламентских выборах 2014 года. Этим объясняется настойчивость украинских властей, которые добиваются от европейских стран безвизового режима и оказания финансовой помощи. Однако ЕС и США по-иному видят развитие Украины, отводя ей роль инструмента воздействия на Россию. В задачи Брюсселя и Вашингтона не входит поддержание благосостояния украинских граждан. Это подтвердили итоги последнего саммита «Восточного партнерства», на котором Киеву дали понять, что членство в ЕС является не более чем политическим ориентиром.
На фоне обострения ситуации в Луганской и Донецкой областях основные политические силы проводят неофициальную подготовку к местным выборам, которые должны состояться в октябре 2015 года и завершить переформатирование украинской власти. При этом украинские элиты в очередной раз пишут закон о выборах под себя и свои интересы. Исходя из этого, выбирается избирательная модель, которая должна обеспечить прохождение в местные органы власти сторонников власти. Кроме того, до проведения местных выборов Порошенко намерен внести изменения в Конституцию, которая рассматривается в качестве одного из инструментов укрепления его позиций.
К числу лидеров будущей избирательной кампании относят партию «Солидарность» Петра Порошенко. Благодаря финансовой и административной поддержке она имеет неплохие шансы усилить позиции в регионах. Этому будет способствовать разочарование избирателей политикой правительства и вхождение в местные структуры «Солидарности» представителей других политических сил, прежде всего «Народного фронта» и «Батькивщины», а также местных бизнес-элит, заинтересованных в получении поддержки Киева. Неплохие шансы имеют также партия «Самопомощь» и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
Другие политические проекты, которые еще недавно играли ключевую роль в парламентской коалиции, – «Народный фронт» и Радикальная партия Олега Ляшко – растеряли популярность. В значительной мере это связано с утратой поддержки в западно-украинских регионах. Кроме того, население устало от радикализма, особенно в условиях постоянно растущих социально-экономических трудностей. Схожая ситуация наблюдается и в отношении популярной в последние годы партии «Свобода». Значительное число конфликтов и скандалов, в которые оказались втянуты представители этой силы, также отток многих членов в ряды Национальной гвардии ослабили единство этой партии, а вместе с этим и ее позиции в западных регионах.
На юго-востоке страны лидером местных выборов можно считать «Оппозиционный блок». Однако весьма умеренная позиция его руководства и готовность искать договоренности в Киеве может сказаться на конечном результате.
Осень 2015 года обещает стать непростой для многих политических сил. Экономические проблемы уже обострили отношения между парламентом и правительством. Период поддержки правительства парламентским большинством ушел в прошлое, уступая место возрастающему противостоянию. Премьер Арсений Яценюк подергается сильному давлению со стороны политических партий, которые с приближением местных выборов и ростом социальных выступлений готовы переложить ответственность на правительство.
Политика, которую реализует президент и поддерживает Верховная рада в отношении востока страны, показывает, что украинские власти смирились с тем, что конфликт принял затяжной характер, и намерены использовать его в своих интересах. В Киеве больше озабочены сохранением собственной власти, нежели проблемой территориальной целостности украинского государства.