0
8818
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.04.2015 00:01:00

Конституционный лабиринт Украины

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук

Тэги: украина, конституция, реформа


Конституционная реформа в Украине вновь набирает темп. В апреле прошли первые заседания Конституционной комиссии, которая ранее была создана указом президента, а уже к маю должен быть представлен согласованный текст законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Главой комиссии президент назначил спикера Верховной рады Владимира Гройсмана. В состав комиссии вошли юристы и представители большинства политических сил, представленных в парламенте.

Современная история конституционных изменений в Украине началась сразу после распада Советского Союза. В 90-х годах конституционные наработки отражали борьбу между президентом и парламентом, а также интерес крупного капитала, который в тот период поддержал расширение полномочий главы государства. Отличительной чертой конституционного процесса стал отказ украинской элиты от проведения всеукраинского референдума и перенос принятия решений в стены парламента, который в 1996 году поставил точку в длительной борьбе за Основной закон. Это устраивало политическую элиту, облегчая ей поиск компромиссов в распределении полномочий.

Новый этап конституционных изменений начался в 2004 году, когда в ходе оранжевой революции под влиянием внутриполитической ситуации были внесены изменения в Основной закон. Затем попытки изменить Конституцию предпринимались в период правления Виктора Ющенко, который стремился расширить свои полномочия, а Виктор Янукович и Юлия Тимошенко выступали за парламентскую форму правления.

Период правления Януковича начался с очередного изменения Основного закона через Конституционный суд, который вернул стране редакцию Конституции 1996 года, а президенту широкие полномочия. В итоге в 2004–2013 годах Конституция Украины многократно подвергалась изменениям, превратившись в инструмент удержания власти.

После событий конца 2013 и начала 2014 года, когда произошел государственный переворот, Конституция Украины вновь оказалась в центре внимания разных политических сил. В феврале 2014 года Верховная рада приняла решение об отмене изменений, внесенных в Основной закон в период нахождения у власти Януковича. В результате Украина вернулась к редакции Конституции, принятой в ходе политической реформы и вступившей в силу в марте 2006 года. Очередные изменения украинской Конституции стали итогом договоренностей между вчерашними соратниками по борьбе с Януковичем.

Президентские выборы, прошедшие в мае 2014 года, привели на высший государственный пост Петра Порошенко, а вместе с этим поставили перед новым президентом вопрос о расширении полномочий. Тем более что после возвращения страны к парламентско-президентской форме правления Верховная рада вновь стала центром принятия политических решений – и одновременно оппонентом Порошенко.

Противостояние с правительством заставило Петра Порошенко вспомнить испытанный способ укрепления личной власти – объявить о начале конституционной реформы, рассчитывая в ходе ее реализации кардинально изменить расстановку политических сил. Первым шагом в этом направлении стало внесение летом 2014 года в Верховную раду соответствующего законопроекта. Однако конституционный блицкриг не удался, что, впрочем, не изменило амбициозные планы Порошенко расширить свои полномочия в рамках парламентско-президентской формы правления.

Предложения Порошенко были направлены на перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом. Речь идет об изменении процедуры формирования правительства. Например, кандидатуры министров, ранее назначаемых главой государства (министры обороны и иностранных дел), должны будут вноситься премьер-министром по согласованию с главой государства. В то же время президент рассчитывает усилить свое влияние через главу антимонопольного комитета, который обладает серьезными рычагами влияния на бизнес. Подобные нюансы, незаметные обычным гражданам, которым постоянно говорят о внедрении демократических процедур, на практике ведут к серьезному перераспределению влияния как на политическую ситуацию, так и на экономику и крупный бизнес.

Другая тема, где сходятся интересы президента и парламента, касается принципов формирования коалиции. Этот вопрос имеет принципиальное значение, особенно в условиях парламентско-президентской формы правления. Президентские предложения направлены на формирование коалиции не только на основе фракций, но и за счет отдельных депутатов. Подобный вариант не устраивает основные политические силы, для которых формирование коалиции на основе фракций позволяет получить действенный инструмент структуризации Верховной рады и снижает степень влияния главы государства на отдельных депутатов. Данный принцип отстаивают «Батькивщина» и «Свобода».

Президентские инициативы касаются структуры органов местного уровня и исполнительной власти в регионах. Речь шла о ликвидации областных и районных администраций и формирования исполнительных комитетов областных и районных советов. Однако подобные изменения предполагалось осуществлять одновременно с введением должности представителей президента, чей статус и полномочия были подвергнуты критике. Предполагаемое возложение на них функций координации работы подразделений исполнительной власти, правительства и министров приведет к усилению президентской структуры, которая получит возможность воздействия на региональные власти и в целом на ситуацию в областях.

В Украине не любят кропотливой работы над Конституцией, предпочитая действовать методами, далекими от законотворчества, и подгонять документ под интересы конкретных политических групп и текущую ситуацию. В декабре 2014 года Петр Порошенко ликвидировал Конституционную ассамблею, которая была создана Виктором Януковичем в 2012 году, проигнорировав результаты ее работы.

Внесение изменений в украинскую Конституцию происходит в периоды острых политических кризисов и потрясений, обострения межрегионального противостояния и экономического спада. При этом изменения осуществляются с нарушением процедур и законов, что значительно снижает «ценность» Основного закона. Поляризация интересов приводит к тому, что стороны рассматривают друг друга в качестве непримиримых соперников. Текущая выгода оказывает доминирующее влияние, а долгосрочные интересы государства отходят на второй план.

Нынешний конституционный процесс проходит в условиях гражданской войны и прихода к власти радикальных националистических сил, которые оказывают сильное давление на президента, затрудняя поиск компромиссов с региональными элитами.

Обострение политического соперничества в Верховной раде и продолжение гражданской войны заставляют президента спешить с принятием новой редакции Основного закона. Не случайно власти анонсировали май текущего года в качестве срока, когда должны быть обнародованы конституционные наработки.

Конфликт на востоке Украины и нежелание Киева видеть Луганск и Донецк в качестве партнеров в конституционном процессе и формировании новой региональной политики резко снижают ценность будущей Конституции с точки зрения долгосрочных интересов государства. Существует опасность, что Основной закон в очередной раз превратится в документ, с помощью которого президент, парламент и правительство будут реализовывать свои интересы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1214
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3073
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2175
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1733

Другие новости