Социально-экономическое положение граждан Украины ухудшается с каждым днем. Фото Reuters
Итоги последних 10 лет развития Украины наглядно показывают, что каждый новый государственный переворот отбрасывал экономику вниз, а государство лишалось стабильности и перспектив развития. Украинская элита продемонстрировала, как за короткий срок можно уничтожить национальную экономику, развязать гражданскую войну и поставить под угрозу территориальную целостность государства.
Оранжевая революция 2004 года нанесла сокрушительный удар по украинской государственности. Достижения бывшего президента Украины Леонида Кучмы, который стремился уменьшить противоречия между восточноукраинскими и западноукраинскими элитами, были уничтожены. Политический кризис приобрел острый характер из-за раскола внутри украинского политического класса.
Версия о народном волеизъявлении, которую настойчиво продвигали участники оранжевой революции, быстро ушла в прошлое. После событий декабря 2004 года в Украине шло перераспределение ВВП. Увеличение поставок импортной продукции компенсировало недостаточный внутренний рост, его подрывала непродуманная политика властей. Происходило тотальное реформирование промышленности и системы управления. Власти лихорадочно проводили реформы, которые реализовались хаотично, были лишены логики и последовательности. Популизм подменял собой системное решение проблем, с которыми сталкивалось государство. Итог подобной деятельности не заставил себя ждать. Лавинообразное снижение многих показателей, прежде всего ВВП и промышленного производства, резкое снижение инвестиций, передел собственности и рост налоговой нагрузки, а для населения – снижение уровня жизни.
События ноября 2013 года, которые стали началом государственного переворота, были подготовлены оранжевой революцией, которая открыла политической элите быстрый путь прихода к власти. Этому способствовали и политические кризисы, через которые страна прошла в 2005–2013 годах. Конституционные изменения не доводились до конца, поскольку все время предлагались новые инициативы. Политическое решение проблем подменило собой судебную систему, которая оказалась «ненужной» для политиков, пришедших к власти. Кроме того, на политическую стабильность негативное влияние оказывала непоследовательная и авантюрная внешняя и внутренняя политика. Бывший украинский президент Виктор Янукович и экс-глава правительства Николай Азаров упорно искали свое «место» в Европе, одновременно разыгрывая националистическую карту в преддверии президентских выборов. Киев балансировал между курсом на евроинтеграцию и потребностями в новых кредитах, без которых власти уже не могли поддерживать видимость экономической стабильности.
Итоги 2014 года и тенденции 2015 года показывают, что внутриполитические события ведут к развалу экономики Украины. Помимо почти четырехкратной девальвации национальной валюты по сравнению с 2013 годом и ростом инфляции (она в 2014 году достигла 25%) Украина сталкивается с проблемами, которые невозможно будет исправить в ближайшее время. Многие отрасли украинской экономики фактически стоят на грани уничтожения. Продолжается сокращение золотовалютных резервов, которые постоянно обновляют свой минимум. Производство стали сократилось на треть. Объемы строительства резко снизились. По итогам прошлого года внешний долг Украины приблизился к 100% ВВП и с учетом потребности во внешних кредитах будет расти. В январе 2015 года падение промышленного производства составило 21%. Только по официальным данным, приток прямых инвестиций в Украину в прошлом году сократился на 8,5 млрд долл., а падение ВВП составило 7,5%.
Под прикрытием закона о люстрации в Украине проводятся рейдерские захваты и преследуются конкуренты. В этом процессе активное участие принимают общественные движения радикального толка. Продавая свои революционные «взгляды» отдельным представителям бизнеса, они выступают ударной силой в переделе собственности.
Одной из основных причин кризисного состояния экономики выделяют военные действия на востоке Украины. Это привело к остановке ряда мощностей, разрушению транспортной инфраструктуры. В то же время негативное влияние оказывает политика украинских властей, которая делает нерентабельными многие производства и ведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Ситуацию усугубляет рост тарифов на электроэнергию и грузоперевозки.
Власти Украины по-прежнему связывают экономическое развитие с кредитами МВФ, которые рассматриваются в качестве средства для решения текущих задач. В Киеве уже открыто признают, что без этих средств экономику ждет дальнейшее падение.
Потребности Украины во внешней помощи в Киеве оценивают в 30–40 млрд долл. Однако украинские власти сознательно не акцентируют внимание на том факте, что никто не собирается выделять все средства сразу. В лучшем случае Киев может рассчитывать на средства, которые будут выделяться на протяжении нескольких лет.
Кризис, в котором оказалась украинская экономика, будет иметь долгосрочные последствия. Ни о каком росте, о чем любят рассуждать в Киеве, в ближайшие годы не может быть и речи. Ключевой задачей Киева является сохранение остатков экономической системы, деградация которой продолжается. Только в текущем году зарубежные и украинские эксперты ожидают падение ВВП на 7–12%. При этом прогнозы постоянно пересматриваются в сторону ухудшения. Показательным является пересмотр экономических параметров со стороны международных финансовых структур, которые фактически ежемесячно ухудшают прогнозы.
Экономический кризис создает условия для новых конфликтов между Киевом и региональными властями. Пока еще в Киеве рассуждают о необходимости децентрализации, отмечая возможность расширения прав субъектов. Расчет делается на новый закон об основах региональной политики, принятый в феврале текущего года, который декларирует возможные механизмы взаимоотношений регионов с Киевом. Однако ситуация в экономике может изменить линию поведения региональных властей, уже столкнувшихся с ростом безработицы, социальными выступлениями и экономическим спадом. Это подталкивает регионы к односторонним шагам в выстраивании отношений с Киевом, где не исключено усиление давления со стороны региональных элит. Последние имеют перед собой пример потери Крыма и его вхождение в состав России, а также продолжающийся процесс выхода Луганской и Донецкой областей из политико-правового поля Украины и обособление экономики непризнанных образований. Подобные процессы ставят вопрос о том, в каких границах может сохраниться территория украинского государства.
Итоги майданного периода развития оказались удручающими. Разбитая экономика, лишенное перспектив государство, население, вынужденное бороться за свое выживание. Каждый новый государственный переворот, который выдается за народный протест, приводит к резкому обострению внутренних противоречий, разрушению промышленного потенциала и ставит Украину в один ряд с беднейшими и нестабильными государствами мира.