Переговоры лидеров «нормандской четверки» рассматривались как едва ли не последняя возможность остановить эскалацию конфликта на юго-востоке Украины. Фото Reuters
Когда этот номер выйдет из печати, судьба проекта резолюции Совета Безопасности ООН по Украине, выдвинутого Россией, будет решена. Вчера в Нью-Йорке началось экстренное заседание для обсуждения нового проекта документа с учетом итогов переговорного марафона в Минске. По информации постоянного представительства Китая при ООН, председательствующего в СБ в феврале, резолюция должна была быть принята. При этом она становится первым решением по Украине на всемирном уровне. Ранее члены Совбеза собирались с намерением принять резолюцию около 30 раз, однако Россия блокировала ее принятие, пользуясь правом вето.
В тексте предложенного Москвой документа приветствуются достигнутые на переговорах в Минске соглашения по урегулированию украинского кризиса. Резолюция также призывает полностью реализовать намеченные меры по достижению мира, включая установление режима прекращения огня в 00 часов 15 февраля.
Напомним, что в четверг в Минске завершились почти 17-часовые переговоры за закрытыми дверями лидеров стран «нормандской четверки» с участием президентов РФ Владимира Путина, Украины – Петра Порошенко, Франции – Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Была достигнута договоренность об отводе тяжелых вооружений и создании «зоны безопасности», которая должна составлять от 50 до 140 км. Кроме того, стороны должны обменяться пленными в формате «всех на всех» в течение пяти дней после отвода войск, а Украина должна провести конституционную реформу с тем, чтобы гарантировать права жителей Восточной Украины. Лидеры «нормандской четверки» договорились в течение дня в воскресенье провести по телефону первую «сверку часов» относительно соблюдения режима прекращения огня.
Однако анализ комплекса 13 мер, согласованного в Минске и подписанного членами контактной группы по Украине, показывает, что Минск-2 не идет дальше первого Минского соглашения, заключенного в сентябре 2014 года. И первое соглашение предусматривало прекращение огня и отвод тяжелых вооружений, но в действительности продолжали рваться снаряды и литься кровь. Поэтому слово «скептицизм» чуть ли не самое распространенное, когда речь заходит о перспективах новых Минских договоренностей.
За период между Минском-1 и Минском-2 ополченцы сумели на всех фронтах продвинуться вперед. Самые жестокие бои шли за важный железнодорожный узел Дебальцево. Ополченцы уверяют, что он окружен, украинские правительственные войска, судя по спорадическим перестрелкам в ночь на воскресенье, не готовы сдать его без боя.
Пункт второй Комплекса мер предусматривает отвод тяжелых вооружений украинской армией от фактической линии фронта, а ополченцами – от линии, зафиксированной 19 сентября прошлого года. Это, очевидно, результат компромисса. Раньше ополченцы настаивали на фактической линии фронта, а Берлин, Париж и Киев требовали отвода тяжелых вооружений от линии, существовавшей на момент подписания Минского меморандума в сентябре. Однако речь идет только о тяжелых вооружениях – танках и артиллерии, а не о полном отводе войск. Пехота в этой зоне останется.
Но есть и другие причины сомневаться в том, что стороны будут придерживаться соглашения о прекращении огня. В конечном итоге шансы на успех перемирия зависят от того, насколько надежно налажен контроль над демилитаризованной зоной, осуществляемый независимыми силами. Но смогут ли наблюдатели ОБСЕ такой контроль обеспечить? В новом соглашении эта задача обрисована весьма туманно.
Кроме того, соглашение обязывает правительство Украины экономически и финансово поддерживать юго-восток страны. Комплекс мер предполагает «полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты», в рамках правового поля Украины. В частности, в субботнем разговоре с госсекретарем Джоном Керри глава МИД РФ Сергей Лавров особо отметил, что обязательство по прекращению огня в Украине предусматривает снятие финансово-экономической блокады Донбасса.
По мнению председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, ряд пунктов соглашения указывает на то, что Россия не имеет претензий на территории Луганской и Донецкой областей и не намерена их финансировать. Это одна из причин, по которым, как считает Лукьянов, представители ДНР и ЛНР сначала не хотели подписывать текст соглашения.
В пункте девятом речь идет о границе с Россией – это один из главных камней преткновения. К концу 2015 года контроль на ней должны будут осуществлять украинские пограничники, но только после местных выборов. А их проведение можно оттягивать почти до бесконечности. Так что все будет зависеть от того, смогут ли договориться ополченцы с властями в Киеве о статусе востока Украины и процедуре выборов.
Неудивительно, что Меркель допустила: события на востоке Украины могут развиваться как в позитивном, так и в негативном ключе, в зависимости от чего Евросоюз и будет строить политику в отношении России. «Если все пойдет хорошо, мы будем с радостью сопровождать этот процесс, если будут сложности, мы не исключаем дальнейших санкций», – сказала она по итогам неформального саммита ЕС в четверг вечером в Брюсселе.
Вашингтон тоже выступил с заявлением по поводу решения о перемирии, призвав, как всегда, Россию прекратить поддержку ополченцев и отозвать своих военнослужащих и военную технику из зоны конфликта. «Подлинной проверкой соглашений станет их неукоснительное соблюдение, включая долгосрочное прекращение столкновений и восстановление украинского контроля по всей линии границы Украины и России», – говорится в заявлении Белого дома.
Чтобы произвести еще больший эффект на Москву, группа семи промышленно развитых стран (Великобритания, Германия Италия, Канада, США, Франция и Япония) предупредила, что примет санкции против тех, кто будет нарушать Минские договоренности. В специальном заявлении лидеры G7 отметили, что готовы «предпринять необходимые меры против тех, кто будет нарушать минский пакет, и тем самым повысить цену для них и в особенности для тех, кто не будет соблюдать режим прекращения огня и обеспечивать отвод тяжелых вооружений».